- Бой Владивостокских крейсеров.
-
- Утром 9 августа 1904 года японские
войска настолько приблизились к Порт-Артуру,
что осадная артиллерия начала
бомбардировать корабли Тихоокеанской
эскадры, стоявшие на внутреннем рейде.
Больше медлить было нельзя, и
командующий эскадрой контр-адмирал
Витгефт скрепя сердце решился наконец
приступить к выполнению операции,
которой давно и настоятельно требовало
от него командование: прорыв во
Владивосток был назначен на следующее
утро. Однако сообщение о выходе русских
кораблей в море достигло Владивостока
лишь в 4 часа дня 11 августа и явилось
полной неожиданностью для
командования. И это спутало все заранее
разработанные планы. Согласно замыслу
предполагалось, что для усиления
прорывающейся эскадры навстречу ей из
Владивостока выйдет отряд броненосных
крейсеров, который будет дожидаться ее
в Корейском проливе близ острова
Цусимы. И, действительно, сразу по
получении донесения из Порт-Артура «Россия»,
«Громобои» и «Рюрик» получили приказ
выйти в поход на следующее утро, 12
августа. Кто мог знать, что в тот самый
момент, когда отдавался этот приказ,
все было уже кончено: прорыв не удался,
большая часть русских кораблей
возвращалась в обреченный Порт-Артур,
остальные рассеялись по нейтральным
портам...
- В соответствии с полученной от
начальства директивой контр-адмирал
Иессен привел свой отряд в Корейский
пролив на параллель Фузана ранним
утром 14 августа, проскочив в ночной
темноте мимо поджидавшей его здесь
эскадры броненосных крейсеров
японского адмирала Камимуры. Лишь в 4
часа 40 минут на русских кораблях
заметили противника: «Идзумо», «Токива»,
«Адзума» и «Ивате» шли в
рассветной мгле в восьми милях
севернее русского отряда, отрезая ему
путь к отступлению на Владивосток.
Почти одновременно обе колонны
повернули на восток и легли на
параллельные курсы, а в 5 часов 30 минут
заговорили орудия.
- Ведя бой, Иессен, державший
свой флаг на «России», повернул на
север, но, увидев, что «Рюрик»,
концевой корабль русского отряда, стал
отставать, вернулся, стараясь прикрыть
пострадавший от вражеских снарядов
крейсер и дать ему возможность
исправить повреждения. Терпя большой
урон от огня японских кораблей, «Россия»
и «Громобой» маневрировали вокруг «Рюрика».
Около 8 часов утра Иессену показалось,
что крейсер несколько выправился на
курсе и способен вести бой. Как раз в
это время к месту сражения начали
подходить легкие крейсеры контр-адмирала
Уриу. И тогда Иессен решил увлечь за
собой в преследование мощные корабли
Камимуры в надежде, что «Рюрик» сможет
сам отбиться от вражеских легких
крейсеров. Но на самом деле положение «Рюрика»
было отчаянное. Корабль горел, кормовые
отделения были затоплены, руль
заклинило, и «Рюрик» еле-еле
управлялся машинами. От первых же
японских залпов погиб весь старший
офицерский состав во главе с
командиром, поэтому командование
принял лейтенант К. Иванов.
Окончательно потеряв ход, «Рюрик» вел
безнадежный бой с легкими крейсерами
японцев. Его уцелевшие орудия изрыгали
снаряды в окружавшие со всех сторон
японские крейсеры и миноносцы. Наконец,
видя, что «Нанива», «Такачио», «Ниитака»
и «Цусима» приближаются, чтобы
захватить корабль, Иванов приказал
открыть кингстоны. В 10 часов 30 минут
броненосный крейсер «Рюрик»
погрузился в воду и лег на дно
Японского моря.
- Тем временем японские
броненосные крейсеры продолжали
преследовать уходящие на север «Россию»
и «Громобой». К удивлению Камимуры,
скорость русских кораблей, несмотря на
хорошо видимые на них разрывы снарядов,
не уменьшалась. Около 10 часов на
флагманском крейсере «Идзумо»
кончился боезапас, и японский адмирал
приказал прекратить преследование.
- «Россия» и «Громобой»
пришли во Владивосток 16 августа без
крупных повреждений.
- В бою 14 августа превосходство
японцев было не только количественным,
но и качественным. Их корабли развивали
ход в 20—22 узла против 17—20 узлов у
русских. Превосходство японской
эскадры становилось еще очевиднее при
сравнении бортовых залпов. В этом
случае против шестнадцати 203-мм и
сорока двух 152-мм японских орудий
русский отряд мог выставить лишь шесть
203-мм и двадцать два 152-мм.