"Тирпиц" Германия 1940г.
|
Броненосцы других стран.
|
- 86. «ДОЙЧЛАНД» (ГЕРМАНИЯ, 1931г.)
- 87. «ГНЕЙЗЕНАУ» (ГЕРМАНИЯ, 1936г.)
- 88. «ТИРПИЦ» (ГЕРМАНИЯ, 1940г.)
-
- Утром 21 мая 1941 года командующий
английским флотом адмирал Товей
получил шифрованное сообщение: два крупных фашистских корабля идут
через пролив Каттегат, держа курс на
север. После полудня сообщение
подтвердилось. Один из самолетов-разведчиков
ухитрился сфотографировать эти корабли,
отстаивающиеся в Гримстадфиорде в
ожидании темноты. Расшифровка
фотографий не оставляла сомнений: в
районе Бергена приготовились к прыжку
на английские коммуникации линкор «Бисмарк»,
крупнейший и мощнейший корабль в
истории германского флота, вступивший в
строй в августе 1940 года, и тяжелый
крейсер «Принц Евгений». И когда два дня
спустя немецкие корабли достигли
северного входа в Датский пролив —
широкое морское пространство,
разделяющее Исландию и Гренландию, —
они обнаружили в сумеречной мгле
очертания тяжелого английского
крейсера «Суффолк». Через час появился
еще один крейсер, «Норфолк». Оба
английских корабля шли параллельными
курсами с немецкой эскадрой, оставаясь
вне досягаемости ее орудий.
- На рассвете 24 мая впервые заговорили 381-мм
орудия «Бисмарка», обрушившего огонь на
линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц
Уэльский», которые раньше всех
подоспели к месту боя. Через одиннадцать
минут на «Худе» раздается страшный
взрыв: раскалывая корабль пополам, в
воздух взлетает содержимое пороховых
погребов, и в несколько минут перестает
существовать чуть ли не крупнейший
военный корабль мира. Сильно дымя,
отворачивает от германских кораблей «Принц
Уэльский», пораженный несколькими
снарядами. Невредимые «Принц Евгений» и
«Бисмарк», за которым тянется след
жидкого топлива, вытекающего из
поврежденных в бою цистерн, упорно
продолжают идти на юг. Вечером 26 мая
торпедоносец с авианосца «Арк Ройал»
выводит из строя рулевое управление
фашистского линкора. А в 10 часов утра «Бисмарк»
делает последний выстрел. Наконец в 10
часов 47 минут, получив два последних
торпедных попадания с крейсера «Дорсетшир»,
«Бисмарк» идет на дно вместе со всем
экипажем, командиром и адмиралом
Лютьенсом.
- Лишь после этого англичане смогли
подсчитать, во что им обошлось
потопление немецкого линкора. Оказалось:
в районе сражения им пришлось
сосредоточить 48 боевых кораблей (от
линкоров до подводных лодок) и больше 100
самолетов...
- Составляя условия Версальского мира,
союзники решили лишить немцев права
строить корабли более сильные, чем
тяжелые крейсера, вооружаемые обычно 203-мм
орудиями. Поэтому одна из статей
договора запрещала Германии строить
корабли водоизмещением свыше 10 тыс. т. Но
получилась удивительная вещь.
- Проигравшая войну Германия не
участвовала, естественно, в подписании
Вашингтонского договора, по которому
максимальный калибр крейсерных орудий
не должен был превышать 203 мм. И эта
юридическая лазейка позволила немцам
создать так называемые «карманные
линкоры» — корабли, которые при
водоизмещении 10 тыс. т несли шесть 280-мм
орудий.
- Проектируя «Дойчланд» (86), немцы
стремились создать необычный корабль.
По мощи артиллерии он должен был
превосходить те вражеские корабли,
которые могли его догнать. А скорость
хода у него должна была быть достаточной,
чтобы удрать от противника,
превосходящего его мощью орудий. Три «карманных
линкора» — «Дойчланд» (впоследствии
переименованный в «Лютцов»), «Адмирал
граф Шпее» и «Адмирал Шеер» — стали
первыми и единственными в истории
линкорами, на которых в качестве главных
двигателей были установлены восемь
двухтактных дизелей двойного действия,
по 7100л.с. каждый. На один вал работали
четыре дизеля, соединенные с редуктором
через гидравлические муфты. На полном
ходу — 26 узлов — мощность установки
достигала 54 тыс. л. с.
- Борясь за экономию в весе, широко
применяя электросварку, заменяя сталь
алюминиевыми сплавами всюду, где только
возможно, немцы создали корабли, которые
при мощном вооружении — шесть 280-мм и
восемь 150-мм орудий, 8 торпедных
аппаратов и многочисленные зенитные
установки — несли бронирование, лишь
чуть-чуть превосходящее защиту
тогдашних крейсеров такого же
водоизмещения. Это дало право некоторым
специалистам относить такие корабли к
классу тяжелых крейсеров. Сами немцы
придумали для них особое название,
странно звучавшее в 30-х годах —
броненосец. В широкой же публике за
кораблями этого типа сохранилось
название «карманные линкоры». Спустя три года после постройки «Дойчланда»
фашистская Германия демонстративно
отказалась выполнять Версальский
договор. В дискуссии, развернувшейся
вокруг вопроса о том, какие корабли —
надводные или подводные — строить для
крейсерской войны на коммуникациях
противника, верх одержал сторонник
надводного флота адмирал Редер. И в 1936
году на воду сходят новые немецкие
линкоры — «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (87).
- Апогеем доктрины адмирала Редера стали
два последних и самых крупных в истории
немецкого флота надводных корабля —
линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц» (88). Эти
гигантские корабли водоизмещением
около 50 тыс. т. были вооружены восемью 381-мм,
двенадцатью 150-мм, шестнадцатью 104-мм
орудиями и множеством 20-мм зенитных
пушек, Толщина главного броневого пояса
— 320 мм. Боевая рубка защищена 355-мм
броней, толщина броневой палубы — 146 мм.
Толщина брони на башнях главного
калибра — переменная: лобовая—356 мм,
крыша—125 мм. Три турбозубчатых агрегата
суммарной мощностью 163 тыс. л. с.
приводили а действие три винта,
сообщавшие этим линкорам скорость до 30,9
узла. Дальность плавания этих кораблей,
предназначенных специально для
рейдерства, — 10 тыс. миль.
- Внушительный вид новых линкоров
настолько поразил воображение
бесноватого фюрера, вообще склонного к
гигантским сооружениям, что он отдал
приказ о проектировании еще более
крупного линейного корабля
водоизмещением около 140 тыс. т. Но ход
войны перечеркнул планы адмирала Редера,
а заодно положил конец и честолюбивым
мечтаниям самого фюрера.
- В 1939 году в устье Ла-Платы команда
затопила «Адмирала графа Шпее»,
застигнутого английскими крейсерами,
Спустя два года уничтожен «Бисмарк». В
декабре 1943 года западнее норвежского
побережья пошел на дно «Шарнхорст».
Непрерывно выводимые из строя авиацией
и подводными лодками, всю войну
ремонтируются и бездействуют «Гнейзенау»
и «Тирпиц». Весной 1945 года пущен на дно «Дойчланд»—
«Лютцов», потоплен авиацией в Киле «Адмирал
Шеер». Таков бесславный итог доктрины
Редера с его ставкой на «карманные
линкоры».