"Новик" Россия 1911 г.
Миноносцы.
-
- 11. «Трайбл» (Англия, 1909 г.)
- 12. «Новик» (Россия, 1911 г.)
- 13. «V-99» (Германия, 1915 г.)
-
- Русско-японская война 1904—1505
годов убедительно показала, что корабли
с торпедным вооружением представляют
грозную силу. Однако для действий в
составе эскадры в открытом море
миноносцы оказались малопригодными из-за
недостаточной мореходности, небольших
скоростей и дальности плавания. Это учли
все морские державы: в конце первого
десятилетия XX века началось
строительство кораблей с торпедным
вооружением, водоизмещение которых в
два-три раза превышало тоннаж старых
эсминцев. Резкое возрастание размеров
существенно улучшило их мореходность и
заметно увеличило дальность плавания, а
применение турбин позволило «перешагнуть»
рубеж скорости в 30 узлов. Были улучшены и
боевые качества самих торпед. В
артиллерийском вооружении наметилась
тенденция к уменьшению числа пушек за
счет возрастания их калибра.
- Германские эсминцы, вступившие в
строй к началу первой мировой войны,
имели водоизмещение от 570 до 650 т и могли
развить скорость до 32 узлов. Их
вооружение состояло из двух 88-мм пушек и
двух двухтрубных торпедных аппаратов
для торпед калибра 500 мм. Серия эсминцев
типа «Трайбл» (11) была построена в Англии
перед первой мировой войной. Они имели
водоизмещение 870 т, длину 82,5 м, ширину 7,9,
осадку 2,5 м и обладали скоростью 33 узла.
Вооружены они были пятью 76-мм орудиями и
двумя однотрубными торпедными
аппаратами для торпед калибра 533 мм.
- В отличие от зарубежных строителей
русские инженеры и моряки не
ограничились увеличением тоннажа и
некоторым усилением вооружения, а
создали принципиально новый тип
эсминцев. В разработке проекта
участвовали выдающиеся ученые-кораблестроители
— А. Н. Крылов (впоследствии академик) , И.
Г. Бубнов и другие.
- При проектировании были учтены
последние достижения науки и техники.
Так, для улучшения мореходности корабль
снабдили полубаком — высокой
надстройкой борта в носовой части,
обеспечивающей хорошую всхожесть на
волну. Для уменьшения сопротивления
воды движению корабля отношение длины
корпуса к его ширине увеличили до 10,
прежде оно равнялось 7—8. Котлы работали
на нефти (на большинстве зарубежных
эсминцев стояли угольные или смешанные
котлы). Проектом предусматривалось
оснащение корабля приборами управления
артиллерийской и торпедной стрельбой (в
других флотах таких приборов на
эсминцах не было). Кроме того, решили
оборудовать корабль устройствами для
размещения и постановки мин заграждения;
на иностранных эсминцах они появились
только в середине первой мировой войны.
- В августе 1910 года на стапеле Путиловского
завода в Петербурге был заложен первый
эскадренный миноносец нового типа — «Новик»
(12).
- Русские заводы в тот период еще не
имели опыта изготовления турбин.
Поэтому чертежи, созданные
отечественными инженерами, были
переданы в Германию. Там машины
изготовили с отступлениями от
нормативов и, как полагают, не без умысла,
что, естественно, несколько снизило их
характеристики. В июле 1911 г.
эскадренный миноносец «Новик» был
спущен на воду, а в сентябре 1913 г. он
вошел в состав Балтийского флота. На
ходовых испытаниях он развил (несмотря
на то, что турбины отличались от проекта)
скорость 37,3 узла. Таи быстро в то время
не плавал ни один корабль в мире! Эсминец
имел три винта, приводившиеся в движение
тремя турбинами общей мощностью 40 000 л. с.
(немцы впоследствии сделали турбины для
себя точно по чертежам и получили общую
мощность 42475 л. с.). Дальность плавания
экономическим ходом 1764 мили. Главные
размеры «Новина» были следующие:
водоизмещение 1260 т, длина 102,4, ширина 9,5,
осадка 3,0 м. Экипаж — 130 человек.
Вооружение (в тот период): четыре 102-мм
пушки, четыре пулемета и четыре
двухтрубных палубных наводящихся
торпедных аппарата. Кроме того, он мог
принять на палубу 50 мин заграждения.
Эскадренный миноносец «Новик» к началу
первой мировой войны был не только самым
быстроходным, но и самым мощным кораблем
своего класса.
- Военно-морское ведомство России,
стремясь быстрее построить серию
эсминцев типа «Новик», часть заказов
разместило на заводах Германии. К началу
войны их не успели выполнить, и,
достроенные позднее, эти эсминцы вошли в
состав германского флота, получив
обозначения В-97, В-98, V-99 (13), V-100, В-109, В-110, В-111
и В-112. Это были лучшие немецкие корабли
своего класса. Из-за того, что эсминцы
строились на разных заводах, тактико-технические
данные имеют незначительные
расхождения. Для V-99 и V-100 они следующие:
водоизмещение 1313 т, длина 99 м, ширина 9,36,
осадка 2,81 м, общая мощность турбин 42 475 п.
с„ наибольшая скорость 35,5 узла,
дальность плавания 2250 миль, вооружение
— четыре 105-мм пушки, восемь пулеметов,
два двухтрубных и два однотрубных
торпедных аппарата для торпед калибра 500
мм.
- 17 августа 1915 года «Новик»,
находившийся в дозоре в Рижском залив,
на подходах к Ирбенскому проливу,
встретил эсминцы V-99 и V-100. В коротком бою
артиллерийским огнем он нанес тяжелые
повреждения эсминцу V-99, вынудил его
отойти на русское минное поле, где тот
подорвался и затем выбросился на берег.
Значительные повреждения получил и
эсминец V-100. В ночь на 18 мая 1916 года «Новию»
и однотипные с ним «Гром» и «Победитель»
атаковали в Корчепингской бухте
германский конвой к, впервые в истории
применив залповую стрельбу торпедами по
площади, потопили вспомогательный
крейсер «Германд водоизмещением 4000 т и
два сторожевых корабля.
- Эскадренный миноносец «Новик»,
переименованный в 1920 году в «Яков
Свердлов», в Великую Отечественную
войну принимал активное участие в
боевых действиях на Балтике,
сопровождая транспорты, ставя мины и
поддерживая огнем наши сухопутные части.