...Схватка была жестокой. Она длилась несколько суток. Так четко, самоотверженно и дисциплинированно, как в дни моонзундских боев, экипажи еще никогда не действовали. Десять эсминцев и шесть тральщиков врага отправились «кормить рыб». Три линкора, четыре миноносца и три тральщика едва убрались. Трусливо бежали вслед за ними и остальные корабли германского флота. Это было ответом балтийских моряков на призыв Ленина и решение своего съезда закрыть путь кайзеровскому флоту к революционному Петрограду. Эскадренный миноносец «Самсон» относится к серии кораблей типа «Новик». Свое название он получил в честь мифического героя Самсона, обладавшего необычайной силой. Этот корабль был создан русскими конструкторами и построен на Металлическом заводе в Петрограде. Срок его строительства был удивительно коротким: заложен в июле 1915 года, спущен на воду в июне 1916 года, а уже в декабре введен в строй (за рубежом аналогичные корабли строились не менее двух лет).
  Создателям эсминца удалось в пределах относительно небольшого по размерам корпуса (длина 98,0 м, ширина 9,3 м. осадка 3,0 м, водоизмещение 1260 т) разместить весьма мощное вооружение: четыре пушки калибром 102 мм, два пулемета, три трехтрубных торпедных аппарата калибра 450 мм, корабль мог принять для постановки 80 мин заграждения. Экипаж эсминца — 150 человек.
Удачные обводы и мощные механизмы (две турбины по 15 тыс. л. с.) позволили ему развивать скорость до 35 узлов. Корабль обладал хорошей мореходностью и дальностью плавания — 2800 миль (со скоростью 15 узлов).
  В период первой мировой войны эсминцы типа «Новик» были самыми мощными по вооружению и самыми быстроходными по сравнению с кораблями этого класса других стран, в том числе и таких морских держав того времени, как Англия, Франция, Италия и Германия. Даже в годы Великой Отечественной войны они принимали активное участие в боевых действиях на всех наших морских театрах и превосходили по своим качествам многие зарубежные корабли данного класса более поздней, военной постройки.
  С Финского залива дул сырой, порывистый ветер, дыбивший темные волны на Неве. По небу неслись низкие клубящиеся тучи, из которых временами на Петроград, словно шрапнель, обрушивались залпы тяжелых дождевых капель. Сумерки были наэлектризованы близостью необычайно важных событий, наполнены скрытым кипением огромных масс людей, готовых к немедленным решительным действиям. По пустынным улицам и набережным, примыкавшим к центру города, торопливо шагали отряды вооруженных рабочих, матросов и солдат.
На Неве, чуть ниже Николаевского моста, против его разводной части, замерла громада крейсера «Аврора». Дула его орудий уставились на темный, притихший Зимний дворец — туда, где доживало последние часы Временное правительство Керенского. За мостом, почти у самого дворца, встали тральщики с бортовыми номерами 14 и 15. Вдоль набережной Васильевского острова наготове застыли минные заградители «Амур» и «Хоиер», посыльное судно «Зарница», сторожевик «Ястреб» и учебный корабль «Верный». В Морском канале против Лигово занял боевую позицию линейный корабль «Заря Свободы». Из вечерней осенней мглы вырисовался силуэт эскадренного миноносца «Самсон», Высадив на набережную вооруженных матросов, он встал на якорь неподалеку от «Авроры». Рядом замер пришедший вместе с ним эскадренный миноносец «Забияка».
 
  У Николаевского моста неторопливо прохаживались три моряка — революционный патруль. Матрос с наганом на боку посмотрел на ближайший эсминец, прогромыхавший якорной цепью, и сказал:
— «Самсон»...
Второй, высокий, в бушлате, перекрещенном пулеметными лентами, поправил винтовку на плече и подтвердил:
— Он! Тот самый. Тоже пришел.
Третий, еще совсем молодой, с перебинтованной головой, поинтересовался:
— Почему «тот самый»?
— Потому что недавно он вместе с другими кораблями несколько суток дрался у Моонзунда. Почти против всего кайзеровского флота. Линкор «Слава» и эсминец «Гром» там и остались. На дне. Но германа в Финский залив так н не пустили.
 
 ...На митинге экипажа «Самсона», происходившем перед боями у Моонзунда, член Центробалта матрос Григорий Силин рассказал о съезде моряков Балтики и о призыве Ленина преградить путь германскому флоту в финский залив. В заключение он зачитал решение съезда:
— «...Ни одно из наших судов не уклонится от боя, ни один моряк не сойдет побежденным на сушу... Флот исполнит свой долг перед революцией!» Так вот, я предлагаю присоединиться к этому решению и выполнить его во что бы то ни стало.
  ...Позднее офицеры кораблей, оставшиеся с матросами, отмечали, что так четко и самоотверженно, так дисциплинированно, как в дни моонзундских боев, экипажи еще никогда не действовали. В 29-х числах октября эскадренный миноносец «Самсон» прибыл в Гельсингфорс для ремонта. Экипаж набросился на газеты. Они имели самые различные направления и публиковали противоречивые сведения.
  24 октября 1917 года состоялось совместное заседание представителей судовых комитетов, Центробалта, Гельсингфорсского Совета и областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии, на котором председательствовал П. Е. Дыбенко. От эсминца «Самсон» делегатом на этом заседании был матрос В. Ф. Купревич (впоследствии президент Академии наук Белорусской ССР). Когда шло заседание, Дыбенко получил условную телеграмму: «Высылайте устав», означавшую приказание Военно-революционного комитета направить в Петроград корабли и отряды моряков в помощь восставшим. Центробалт, несмотря на противодействие командования флота, приступил к выполнению приказания. Принятую резолюцию о поддержка восстания было поручено доставить в Петроград «Самсону».
  Утром 25 октября (7 ноября) эскадренный миноносец «Самсон», взяв 130 моряков с линейного корабля «Республика», вышел вместе с другими миноносцами из Гельсингфорса в Петроград. 
   Вскоре после прихода в Петроград нарочный вручил В. Ф. Купревичу записку: «По сигналу с Петропавловской крепости открыть орудийный огонь по Зимнему дворцу. Крыленко». Немедленно все было приготовлено для выполнения приказания, но стрелять эсминцу не пришлось.
  Поздним вечером из шестидюймового орудия крейсера «Аврора» прогремел холостой выстрел.  «Самсон» находился все время в готовности, чтобы в любую минуту постоять за революцию. Большая часть экипажа принимала участие в штурме Зимнего.
  Большинство офицеров корабля восприняло революцию не так, как матросы. Поэтому многих из них команда по приходе в Петроград арестовала. Но лейтенанта Н. Н. Несвицкого, твердо вставшего на сторону революции, экипаж избрал своим командиром. И матросы не ошиблись в нем. Весной следующего года он привел во время Ледового похода «Самсон» из Гельсингфорса в Петроград. А затем, командуя эсминцем «Азард», 4 июня 1919 года потопил новейшую подводную лодку L-55 английских интервентов. В 30-х годах Н. Н. Несвицкому, командовавшему крупным соединением кораблей, было присвоено звание контр-адмирала. 
  Одиннадцать кораблей Балтийского флота, вставшие 25 октября (7 ноября) 1917 года на революционную вахту в Петрограде и на подступах к нему,  вошли в летопись Октябрьского вооруженного восстания. Среди них корабли с такими символическими названиями, как «Аврора», «Заря Свободы», «Зарница», «Верный». Был среди них и «Самсон».
  На долю эсминца «Самсон» выпала довольно долгая, около 30 лет, интересная служба. После революции он вошел в число действующих кораблей Балтийского флота я впоследствии стал называться «Сталин». В 1936 году совершил беспримерный переход из Кронштадта во Владивосток Северным морским путем и стал одним из немногочисленных кораблей боевого ядра зарождавшегося Тихоокеанского флота. В 1945 году принимал активное участие в войне против империалистической Японии.
 

 

Hosted by uCoz