ПОСЛЕДНИЙ ЗАЛП.
 
— Прямо по курсу слышу шумы винтов, — доложил гидроакустик. И через минуту добавил: — Транспорт и два сторожевика.
Подняв перископ, командир «Л-3», капитан 3-го ранга Владимир Коновалов в ночной мгле с трудом различил темные контуры двух сторожевых катеров и чуть поодаль транспорт, осевший под тяжестью груза.
— Торпедная атака!.. Боевой курс!.. Первый и третий аппараты товсь! — разнеслись команды по кораблю.
В темноте легко потерять цель, и командир решил продолжать сближение, не опуская перископа. Наконец нос транспорта медленно вошел в окуляр. Форштевень... Полубак... Передняя мачта с грузоподъемными стрелами...
— Пли!
Легкий рывок — это торпеды вырвались из аппаратов и, оставляя за собой две белопенные дорожки, помчались к цели. Взрыв! Из транспорта вырвался огненный смерч, к небу поднялось огромное облако, озаренное пламенем. Множество крупных и мелких обломков крутятся в этом облаке. Лодку встряхнуло, словно по ней ударили гигантским молотом. Еще миг — и разломившийся надвое транспорт бесследно исчез в пучине.
— Срочное погружение! Через тридцать секунд лодка уже на безопасной глубине.
— Штурман, запишите в вахтенном журнале, — говорит Коновалов, спустившись из рубки в центральный пост, — 19 апреля 1945 года, 2 часа 15 минут. Потоплен транспорт противника, груженный боеприпасами. Широта... долгота...
 
ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ.
 
  Ранним утром 26 июня 1941 года на «Л-3», которой в то время командовал опытнейший подводник, капитан 3-го ранга П. Грищенко, была получена радиограмма командования: идти к вражескому порту — выставить минное заграждение. На море штиль. В такую погоду легко обнаружить лодку. Перископ, поднятый даже на .несколько секунд, оставляет пенистый след — бурун, который виден и далеко с берега, и с катера-охотника. Ровно в 10 утра лодка вышла в заданную точку и легла на боевой курс. Старшина минной группы доложил в центральный пост, что кормовой отсек готов к минным постановкам. И тут послышался нарастающий шум бешено вращающихся винтов, а затем тяжелые шлепки по воде. В следующую секунду раздался сильнейший взрыв, за ним второй, третий, четвертый. Где-то зазвенело разбитое стекло. Погас свет. Серия глубинных бомб легла совсем рядом.
— Осмотреться в отсеках! — разносят приказание командира переговорные трубы.
Из отсеков докладывают: все в порядке. Ритмично защелкали счетчики. После каждой вышедшей за борт мины в центральном посту приглушенно звучит голос Овчарова: «Первая... вторая... третья...»
— Вышла двадцатая... — докладывают из кормового отсека.
Так под аккомпанемент разрывов глубинных бомб лодка выставила первые мины... Беда пришла нежданно-негаданно. Когда лодка стала уходить в море, рулевой Волынкин обнаружил, что она не меняет глубины погружения, не слушается рулей.
Решили опуститься на грунт. При осмотре подтвердились самые худшие предположения: от разрывов глубинных бомб лопнул привод кормовых горизонтальных рулей. Для устранения неисправностей необходимо было проникнуть в кормовую балластную цистерну. Инженер-механик коммунист М. Крестелев решил сделать это сам. Из добровольцев выбрал моториста А. Мочалина и трюмного Н. Миронова. Начало смеркаться. «Л-3» всплыла. Погода была ненастной. Волны, увенчанные белыми гребнями, сильно били о корпус. КрЕстелев и его помощники пробежали по мокрой палубе и скрылись в кормовой надстройке. Началась работа в цистерне. Каждый понимал: появись вблизи враг — лодка срочно уйдет под воду, и цистерна, заполнившись водой доверху, станет для них могилой. Томительно тянулись минуты. Наконец ремонт завершен. Лодка вновь обрела возможность маневрировать.
 
НА МЕРИДИАНЕ БЕРЛИНА.
 
— Фашисты у стен Ленинграда, они подошли к Волге и считают, что Россию поставили на колени, — сказал капитан 2-го ранга Петр Денисович Грищенко офицерам, собравшимся в кают-компании. — А мы... Мы будем бить их здесь... — указал он на карту. — На тринадцатом меридиане. На меридиане Берлина! Помните: каждый потопленный нами танкер — тысячи незаправленных бомбардировщиков, которые не смогут взлететь со смертоносным грузом; каждый рудовоз — сотни танков, которые не будут мять гусеницами нашу землю; каждый войсковой транспорт — тысячи солдат, которые не будут ее топтать. — Командир помолчал и твердо закончил; — Часть пути пойдем под минным полем. Это трудно и опасно, но мы обязаны пройти во имя тех, кто стоит сейчас насмерть у стен Ленинграда и на берегах Волги. Разъясните задачу матросам и старшинам...
...На следующий день, когда над морем едва занималось утро, вахтенный офицер оповестил:
— Конвой! Двенадцать транспортов за двойной линией охранения из эсминцев, сторожевиков и катеров-охотников!
Грищенко бросился в центральный пост к перископу. В середине вражеской колонны был большой танкер.
— Боевая тревога! Торпедная атака! В перископ отчетливо видно, как носовая часть огромного танкера резко обрисовывается на фоне берега. Вот темная стена ползет в левую сторону, к перекрещенным нитям прицела.
— Аппараты, пли! — командует Грищенко.
Вздрогнул корпус. Две торпеды стремительно понеслись к цели. В отсеках наступила тишина. Одна секунда... пятая... тринадцатая... И вот два рокочущих мощных взрыва. Едва лодка успела уйти на глубину, как вокруг стали рваться глубинные бомбы. От мощных гидравлических ударов по корпусу в отсеках стоял непрерывный гул. Грищенко уводит лодку к горящему танкеру — это единственное место,, где можно укрыться от глубинных бомб. Море огня (горело разлившееся по поверхности горючее) было той спасительной «крышей», которая отделяла лодку от ее преследователей.
 ...Следующая ночь выдалась сумрачной, серой. Впереди по курсу из воды поднимались черные скалы острова Борнхольм. Отсюда начиналось громадное минное поле, которое предстояло пройти. Лодка погрузилась под воду. В отсеках все замерло перед невидимой опасностью. Минуты растягивались в часы... Но всему приходит конец, Пришел он и минному полю.
— Вышли на чистую воду! — доложил штурман. 
  Весь следующий день минный заградитель ходил на глубине, разведывая пути вражеских боевых кораблей и торговых судов. Через определенные промежутки времени он всплывал, и командир осматривал море в перископ. А смотреть было на что! Бухта буквально кишела вражескими судами. Они бороздили ее во всех направлениях. Здесь были и военные корабли, и осевшие по палубу «торгаши». Штурман едва успевал заносить в блокнот их пеленги и курсы. К вечеру удалось определить наиболее оживленный участок. А едва над морем сгустилась темнота, на лодке прозвенел сигнал боевой тревоги. Переговорные трубы принесли в отсеки долгожданную команду о постановке мин. Небольшой толчок — и мины одна за другой вываливаются за борт, а на счетчике-указателе растут цифры. Но вот из переговорной трубы послышался бас старпома:
— Окончить постановку! Минные трубы в исходное положение!
— Теперь можно начинать «свободную охоту», — сказал удовлетворенно Грищенко и отдал распоряжение лечь па грунт до следующей ночи.
 И все же подводники в ту и последующую ночь успеха не добились. Виной всему была луна, ярко освещавшая поверхность воды. Когда миновала третья бессонная мочь и лодка легла на грунт, командир, не скрывая досады, сказал:
— Теперь отдыхать. В следующую ночь отыграемся...
 Тревога была объявлена ровно в полночь.. Вахтенный офицер обнаружил в море огни судов. Это были три крупных транспорта.
Расстояние до транспортов быстро сокращалось. До залпа оставались секунды.
— Залп! — громко выкрикнул командир боевой части.
Через двенадцать секунд залп из четырех торпед достиг цели. Два больших груженых транспорта почти одновременно как бы подпрыгнули на воде, а затем с пламенем и грохотом стали погружаться. Вскоре на поверхности моря на их месте остались лишь деревянные Обломки, да пустые шлюпки покачивались на волнах. «Л-3» срочно ушла под воду, взяв курс на север. На третий день разыгрался шторм. Волнение достигло восьми баллов, корабль стало трудно держать на курсе. Грищенко принял решение лечь на грунт. Ночью лодка всплыла под перископ. Шторм не утихал: волны стали еще круче и злее. Они то и дело захлестывали перископ, выбрасывали лодку на поверхность. Спустя час командир обнаружил конвой противника. В круглом поле окуляра маячили силуэты нескольких транспортов. Совсем близко от лодки шел эсминец, и волны бросали его с борта на борт, как скорлупку. Раздумывать было некогда. Едва эсминец попал на угол упреждения, командир, рубанув ладонью воздух, крикнул:
— Залп!
Через одиннадцать секунд два мощных взрыва прокатились по морю: эсминец мгновенно исчез в волнах.
Восемь транспортов, оставшихся без охранения, на крутых волнах тяжело переваливаясь, поспешили лечь на обратный курс.
— Товсь! Залп! — последовала команда.
Последние торпеды пошли на редкость удачно. Вверх взметнулись огромные столбы из воды, огня и дыма. Все звуки моря покрыл оглушительный грохот. В пучину рушились обломки мачт, мостиков, труб. От одного из фашистских транспортов остались лишь жирные пятна на воде.
  ...«Л-3» медленно входила в ворота кронштадтской гавани. Пирсы были украшены лозунгами, а корабли — флагами расцвечивания. У кораблей выстроились команды подводников. Духовой оркестр грянул встречный марш... Родина высоко оценила отвагу, мужество и мастерство своих сыновей. 

 

ХРОНИКА.
 
 За время Великой Отечественной войны подводный минный заградитель «Л-3» в самых сложных условиях совершил 12 боевых походов.
 Минами и торпедами «Л-3» уничтожено 23 корабля противника. Среди них: эсминец, подводная лодка, два сторожевика и тральщик, много транспортов.
 Лодка сотни раз преодолевала минные и сетевые преграды противника. Только в октябрьском походе 1942 года «Л-3» 73 раза пересекла линию минных заграждений.
 На потопленном лодкой «Л-3» транспорте «Гойя» погибло свыше 1300 фашистских подводников, что составляет около 30 экипажей подводных лодок.
 1 марта 1943 года за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава «Л-3» была удостоена гвардейского звания.
 За годы Великой Отечественной войны личный состав «Л-3» был награжден 423 орденами и медалями, а один из командиров — капитан 3-го ранга В. К. Коновалов удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

 

Hosted by uCoz