Следует упомянуть и о некоторых
других элементах оборудования
субмарины. Так, на лодке было два
перископа большой светосилы,
приспособленных, в частности, и для
фотосъемок. Коротковолновые
радиостанции подводного крейсера
обеспечивали устойчивую двустороннюю
радиосвязь даже на самых дальних
дистанциях. Достаточно сказать, что во
время испытаний была установлена
уверенная радиосвязь между лодками,
одна из которых находилась в Финском заливе, а другая — на
Дальнем Востоке. При монтаже субмарины применялись
самые передовые для того времени
технологические приемы. При сборке
наружного корпуса крейсера широко
применялась электросварка. Это
позволило существенно снизить вес,
резко повысить живучесть лодки. При проектировании лодок типа «К»
рассматривалось и несколько
необычных вариантов их использования.
Так, одна из модификаций
предусматривала ангар для самолета-разведчика,
К сожалению, воплотить этот проект в
жизнь не удалось, В боевых действиях
Великой Отечественной войны
принимали участие только подводные
крейсера типа «К».
ПОБЕДНЫЕ САЛЮТЫ ПОДВОДНИКОВ
Только что построенные подводные
крейсера К-1 и К-2 прибыли на Северный
флот в августе 1940-го. Еще четыре лодки
— К-3, K-21, К-22 и К-23 — предназначались
для Тихоокеанского флоте». В мае —
июне 1941 года они должны были перейти
Беломорско-Балтийским каналом с
Балтики на Север, а затем Северным
морским путем на Дальний Восток. Но
начавшаяся война внесла свои
коррективы. После перехода в
исключительно сложных условиях Беломорско-Балтийского
канала (гитлеровцы систематически
бомбили всю трассу) крейсера были
сведены в отдельный 1-й дивизион
подводных лодок типа «К», входивших в
состав бригады подводных лодок
Северного флота. К-1 — головная в серии подводных
крейсеров — была заложена в декабре
1936 года, спущена на воду в апреле 1938-го
и а мае 1940 года вошла в состав ВМФ.
В августе 1941 года под командованием М.
П. Августиновича, сменившего пост
начальника штаба бригады подлодок на
командирский мостик подводного
крейсера, К-1 отправилась в первый
боевой поход. До декабря 1942 года она
совершила 12 боевых выходов. После
этого она стала на ремонт и в конце 1943
года под командованием М. Н. Хомякова
вышла в 13-й боевой поход, из которого
назад не вернулась...
К-2 прибыла на Север вместе с К-1
осенью 1940 года. Командовал кораблем В,
П. Уткин. Боевые действия она начала в
августе 1941 года постановкой мин у
берегов противника. Во втором боевом
походе (сентябрь 1941 года), во время
которого на борту находился командир
дивизиона М. И. Гэджиев, был уничтожен
фашистский транспорт. Это произошло 11
сентября вблизи Варде, на виду у
противника. В связи с тем, что
торпедная атака из подводного
положения оказалась невозможной, М. И.
Гаджиев и В. П. Уткин решили всплыть. Дав полный ход дизелям, К-2 открыла
огонь из 100-мм орудий. Артогнем
командовал 3. М. Арванов. За семь минут
по врагу было выпущено 26 снарядов, в
результате чего транспорт
водоизмещением 6 тыс. г загорелся и
начал тонуть. В это время лодку
атаковал вражеский самолет, и она
срочно погрузилась. Переждав взрывы
авиабомб, всплыли под перископ: транспорта на поверхности воды уже не было.
После этой удачной атаки на Север»
ном флоте родилась традиция: завершать успешные походы холостыми
выстрелами — по числу потопленных кораблей. Мысль об этом подал 3. М.
Арванов. Дело в том, что незадолго до
похода К-2 ее экипаж наблюдал воз«
вращение английской подводной лодки «Тайгрис»,
одной из трех английских субмарин,
базировавшихся у нас на Севере. На ее
мачте были подняты два фашистских
флага, что означало, как разъяснил
советским морякам представитель
английского морского командования,
что потоплено два фашистских корабля.
Поднимать ненавистные нам
гитлеровские флаги советские моряки,
конечно, не стали, но при возвращении в
Полярное выстрелили из орудия, Их
примеру последовали экипажи других
кораблей.
«ТИРПИЦ» ВЫХОДИТ ИЗ ВОЙНЫ.
К-3 пришла на Север осенью 1941 года.
Командовал кораблем К. И. Малафеев. В
первом же боевом походе 3 декабря 1941
года лодка скрытно проникла в пролив
Бустазунд, где обнаружила
направлявшийся в Хаммер-фест
вражеский конвой — транспорт в
охранении трех противолодочных
кораблей. Атаковав транспорт, К-3 дала
четырехторпедный залп. Вслед за тем
подводники услышали два взрыва:
сработали торпеды. Надо было уходить.
Но вражеские корабли обнаружили лодку,
всплывшую на несколько секунд после
залпа торпед. Глубинные бомбы начали
рваться у самого корпуса. Погружаясь,
К-3 неожиданно ударилась о подводную
скалу, не обозначенную на карте и на
глубине легла на грунт. Командир
субмарины предположил, что от
сильного удара и близких разрывов
глубинных бомб потекли топливные
цистерны и поднявшийся на поверхность
соляр выдает противнику
местонахождение лодки. Принимается
решение — всплыть и под прикрытием
артиллерийского огня попытаться
оторваться от преследования
противника. Продув цистерны, К-3 быстро всплыла.
Прямо на нее строем фронта шли
противолодочные корабли, перекрыв
выход в море из пролива. Командир
скомандовал дать полный ход, но в эту
минуту отказал правый двигатель, и
подводный крейсер устремился в атаку
под одним дизелем. Противолодочный корабль «Фефер»
развернулся и правым бортом открыл по
лодке огонь из 85-мм орудия и двух 20-мм
автоматов. Однако же на третьей минуте
комендоры подводного крейсера
подбили фашиста: над чфефером»
взметнулся столб огня и дыма, и вскоре
он скрылся под водой. Остальные
противолодочные корабли, круто
повернув, бежали. К-3 побеждала врага и в последующих
походах.
«ВАША ЛОДКА РАЗДЕЛА ФАШИСТСКИЙ КОРПУС!»
К-22 пришла с Балтики на Север осенью 1941
года, через две недели после
возвращения из первого боевого похода
она снова вышла в море. На ее борту
находился командир бригады подводных
лодок капитан 1 ранга Н. И. Виноградов.
Поставив несколько минных банок, лодка
начала поиск кораблей противника в
районе Хаммерфеста. Ее артиллерия
потопила вражеский транспорт, бот и
нефтеналивную баржу. Позже, находясь в
подводном положении, К-22 обнаружила
стоящий на якоре транспорт и атаковала
его торпедами. Лодка всплыла — и тут
подводники увидели второй транспорт.
Открыв артиллерийский огонь, К-22
потопила обоих, а заодно и появившийся
вскоре сторожевой корабль. Как
сообщила разведка, на одном из
транспортов находилось более 30 тыс.
полушубков, предназначенных для егерей
действовавшего на Мурманском
направлении немецкого
горнострелкового корпуса «Норвегия».