Подводная лодка типа С  СССР  1938-1941гг.

Водоизмещение                         780/1050 т.         надводное/подводное  положение
Тип двигателя                            дизель/электрический
Мощность                                   4000  л.с.
Скорость                                     20/8  узлов
Длина                                          78 м.
Ширина                                       6,4 м.
Глубина погружения                  100 м. 
Вооружение                                6 торпедных  аппаратов; 1 100-мм орудие; 1 45-мм орудие.
Другие подводные лодки.
77. Подводная лодка типа Д (СССР, 1928 г.);
78. Подводная лодка типа Щ (СССР, 1933 г.);
79. Подводная лодка типа К (СССР, 1939 г.);
80. Подводная лодка типа С (СССР, 1936 г.).
 
   К началу второй мировой войны в составе английского флота было всего 69 лодок, в составе французского — 77, американского — 99, немецкого — 57, итальянского — 115, японского — 63. Советский же Союз к началу войны насчитывал на своих флотах 211 подводных лодок, из которых 206 были построены в годы Советской власти! И дело заключалось не только в количестве...
  «При развитии ВМС стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов...» Согласно этому положению Реввоенсовета  подводный флот с самого начала создавался как ударная часть Военно-Морских Сил. В его составе должны были быть лодки всех типов: малые — для действий в прибрежных районах, средние — для операций в открытом море, большие — для  крейсерства на отдаленных вражеских коммуникациях. О том внимании, которое Советским правительством уделялось подводному флоту, свидетельствует и такой факт: первым проектируемым для молодого флота боевым кораблем была именно подводная лодка. В сентябре 1923 года специально образованная комиссия разработала оперативно-тактические задания на проектирование торпедной подводной лодки и подводного минного заградителя. 5 марта 1927 года были заложены первые боевые лодки I серии—лодки типа Д (77). К 1932 году в строю ВМФ находилось уже 6 таких кораблей.
  Главным их оружием были торпеды калибра 533 мм, 102-мм и 45-мм орудия. Надводное водоизмещение 930 т, подводное — 1278 т. Впервые в мире эти подводные лодки были оснащены комплексом аварийно-спасательных средств: сигнализации и связи, поддержания жизнедеятельности и спасения личного состава. К началу Великой Отечественной войны лодки типа Д были уже сильно изношены. Тем не менее с первого дня они приняли участие в боевых действиях. Наибольших успехов добилась североморская Д-3 — первая из советских лодок, ставшая Краснознаменной и гвардейской. Одновременно с постройкой лодок типа Д велась подготовка к строительству больших лодок II серии—подводных минных заградителей типа Л. До конца 1939 года в состав ВМФ вступило 19 лодок этого типа. Они постепенно модернизировались и выпускались в нескольких модификациях: лодки XI, XIII и ХШ-бис серий. Кроме торпед и артиллерийских орудий, эти лодки несли еще запас мин.
  14 октября 1933 года в строй Балтийского флота вступили четыре средние подводные лодки III серии — лодки типа Щ (78). Затем они неоднократно модернизировались. Лодки типа Щ (V, V-бис, V-бис 2, Х и Х-бис серии) строились для всех флотов Советского Союза. Это были самые многочисленные советские лодки — в составе ВМФ их было 86. «Щуки» превосходили иностранные лодки такого же класса, отличались простотой конструкции,  надежностью механизмов и систем, имели хорошие мореходные качества. 21 мая 1931 года была заложена головная лодка IV серии типа П — эскадренный быстроходный корабль с мощным артиллерийским вооружением. Но проект этот оказался неудачным; у лодок обнаружились серьезные конструктивные недостатки, поэтому их было построено всего три. В годы второй пятилетки началась постройка лодок малого водоизмещения VI серии типа М для Дальнего Востока. При водоизмещении 203/254 т они были вооружены двумя торпедами и одним 45-мм орудием. Лодки типа М также неоднократно модернизировались и выпускались в VI, VI-бис и XII сериях. После «щук» они были самыми многочисленными (78) подводными лодками в отечественном флоте.
   В 1934 году советские конструкторы разработали и проект крейсерско-эскадренной лодки XIV серии — лодки типа К (79). Это был один из лучших в мире подводных крейсеров, отлично вооруженный торпедами, минами и артиллерией. К началу войны в состав ВМФ вошли 6 таких лодок, еще 5 вступили в строй уже в ходе боевых действий.
   В годы Великой Отечественной войны немало славных подвигов совершили лодки IX серии типа С (80). Их перед войной было построено 17, и это были весьма удачные средние подводные лодки. Впоследствии выпускались модернизированные субмарины этого типа серии IX-бис. В результате поистине титанических усилий судостроительной промышленности через 13 лет после закладки первой советской подводной лодки страна располагала самым крупным в мире подводным флотом. За эти 13 лет, до 22. июня 1941 года, численность лодок, находящихся в строю, возросла в 14 раз. Причем Советский Союз располагал не только самым многочисленным, но и самым современным подводным флотом, в котором на долю больших и крейсерских лодок приходилось 16%, на долю средних — 45% и на долю малых—39%.
   Великая Отечественная война дала убедительное подтверждение боевой ценности подводного флота. Подводные корабли получили больше наград и почетных званий, чем все остальные корабли флота, вместе взятые. Так, одновременно ордена Красного Знамени и гвардейского звания были удостоены североморские лодки Д-3, С-56, Щ-402 и М-172. Гвардейского звания было удостоено 5 «щук», 4 «малютки», 1 «катюша», 1 «ленинец» и 1 лодка типа С. Орденом Красного Знамени награждено 10 «щук», 5 лодок типа С, 2 «малютки», 2 «катюши» и 2 «ленинца».
«С-13»

  

Hosted by uCoz