"Свободная Россия" Россия
1915г.
|
Броненосцы других стран.
|
- 70. «СВОБОДНАЯ РОССИЯ» (РОССИЯ, 1913г.)
- 71. «ЖАН БАР» (ФРАНЦИЯ, 1911г.)
- 72. «БРЕТАНЬ» (ФРАНЦИЯ, 1913г.)
- 73. «КОВАЧИ» (ЯПОНИЯ, 1910г.)
- 74. «ФУЗО» (ЯПОНИЯ, 1914г.)
-
- 20 октября 1916 года с черноморским
линкором «Императрица Мария» стряслась
беда. Вскоре после побудки в 6 часов 15
минут, когда этот линейный корабль стоял
на Севастопольском рейде, в носовом
погребе 305-мм полузарядов вспыхнул пожар.
Спустя 5 минут страшный взрыв вскрыл
верхнюю палубу от носа до второй башни и
сдвинул с мест носовую башню и боевую
рубку. В течение следующего получаса
взрывы почти ежеминутно сотрясали
могучий корпус корабля, а в 7 часов 05 минут
после сильного взрыва с правого борта
корабль начал быстро крениться,
перевернулся вверх килем и пошел на дно.
Так после одного года и трех месяцев
напряженной боевой службы погиб один из
трех черноморских дредноутов, спешно
построенных Россией в предвидении
грядущей войны. В 1909 году, когда по малой
программе судостроения на Балтике начали
строиться «Севастополь», «Полтава»,
«Петропавловск»
и «Гангут», полагали, что на Черном море
можно ограничиться постройкой
миноносцев и подводных лодок. Но как
только стало известно, что Турция
собирается приобрести в Англии, Бразилии
и Чили несколько новейших дредноутов, в
Николаеве 12 ноября 1911 года были заложены
три новых линкора: «Императрица Мария», «Императрица
Екатерина II» (позднее переименованная в «Императрицу
Екатерину Великую») и «Император
Александр III».
- Спроектированные по той же
принципиальной схеме, что и русские
балтийские дредноуты, черноморские
линейные корабли предназначались для
Иного театра войны, и это повлекло за
собой существенные различия. Примерно
при одинаковом водоизмещении
черноморские линкоры превосходили
балтийские по дальности плавания,
вооружению и бронированию. На последних
за счет большого запаса топлива и почти
вдвое большей мощности турбин была
ослаблена броневая защита. Неся такую же
артиллерию, что и «Севастополь» (двенадцать
305-мм орудий и четыре 47-мм), «Императрица
Мария» была вооружена двадцатью 130-мм
пушками против шестнадцати на «Севастополе»
и сверх того восемью 75-мм орудиями и
четырьмя пулеметами. Наконец, на
черноморских дредноутах толщина
главного броневого пояса была 102—262 мм
против 100—225 мм на балтийских, а толщина
башенной брони — 305 мм против 125—200мм.
- Конечно, такие преимущества
дались не даром. Платой за все эти
достоинства явилось уменьшение скорости
черноморских линейных кораблей — 21 узел
вместо 23. События войны подтвердили
правильность решения о постройке
линкоров на Черном море. В конце июля 1914
года сквозь англо-французские кордоны в
Средиземном море прорвались к Босфору
два германских корабля — линейный
крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау».
Прорыв этих кораблей, формально
купленных Турцией и плававших под
турецким флагом, но фактически
находившихся под командованием
немецкого адмирала Сушена, разом
аннулировал значительное превосходство
русского Черноморского флота над
турецким. «Гебен» с его десятью 208-мм и
двенадцатью 150-мм орудиями был сильнее «Евстафия»
— лучшего русского броненосца на Черном
море (четыре 305-мм, четыре 203-мм и
двенадцать 150-мм орудий), а по скорости
хода превосходил его больше чем в полтора
раза (27 узлов против 16).
- Вступление в строй «Императрицы Марии»
и «Императрицы Екатерины Великой»
восстановило превосходство русского
флота на Черном море. Вот почему гибель
русского линкора в самом разгаре боевых
действий породила немало - темных слухов.
Одни утверждали, что здесь не обошлось
без германских шпионов и диверсантов,
другие считали причиной взрыва
самовозгорание пороха, третьи —
неосторожность в обращении с полузарядами.
Но выход из строя «Императрицы Марии» не
мог оказать существенного влияния на
развитие операций Черноморского флота,
так как через несколько месяцев должен
был быть сдан «Император Александр III».
- Революция, интервенция .и
гражданская война сыграли решающую роль
в судьбе оставшихся черноморских
дредноутов. В апреле 1917 года «Императрица
Екатерина Великая» была переименована и
стала называться «Свободною Россиею» (70)
и «Император Александр III» — «Волей». Год
спустя, чтобы не попасть в руки немцев,
Черноморский флот прорывается из
Севастополя в Новороссийск. Здесь 18 июня
1918 года революционные моряки по приказу В.
И. Ленина затопили линкор «Свободная
Россия» и часть флота. Другие корабли
ушли в Севастополь и, попав в руки
белогвардейцев, в 1920 году были уведены в
Бизерту, Вместе с этими кораблями ушел в
Средиземное море и «Император Александр
III», вторично переименованный в «Генерала
Алексеева». По стечению обстоятельств
этому последнему дредноуту русской
постройки довелось совершить свой
последний переход в одной эскадре с «Жаном
Баром» (71) — первым французским
дредноутом. Франция приступила к
постройке линейных кораблей
дредноутского типа позже других держав.
Тем не менее в конструкции первых
французских дредноутов — «Жан Бар», «Курбэ»,
«Пари» и «Франс» — нет сколько-нибудь
существенных новинок. Линкоры следующей серии — типа «Бретань»
(72) — те же «Жан Бары», изменена лишь
артиллерия главного калибра; 10 340-мм
вместо 12 305-мм.
- Первыми броненосцами японской
постройки стали броненосцы «Аки» и «Сатзума»,
заложенные в 1903 году на верфях в Куре и в
Иокосуке. Когда разразилась русско-японская
война, эти корабли не были еще даже
спущены на воду, и Япония одержала свои
победы с помощью кораблей, построенных на
английских верфях. Опыт русско-японской
войны задержал достройку первых японских
броненосцев. Подвергнутые существенным
переделкам, они попали в разряд
броненосцев додредноутского периода.
Имея много общего с английским «Лордом
Нельсоном», русским «Андреем
Первозванным», французским «Републик»,
германским «Шлезвиг-Гольштейном»,
японские «Аки» и «Сатзума» отличались
необыкновенно большим калибром средней
артиллерии — 254 мм. «Аки» был первым
японским линкором с турбинной установкой.
- Первыми японскими дредноутами стали
однотипные «Кавачи» (73) и «Сеттсу»,
вооруженные двенадцатью 305-мм орудиями в
шести двухорудийных башнях, десятью 152-мм
и восемью 120-мм пушками. Следующий тип
японских линкоров — сверхдредноутов — «Фузо»
(74) и «Ямаширо». На этих линкорах японцы
переходят на американскую систему
линейно-возвышенного расположения шести
двухорудийных башен, так что в нос и в
корму могли расположить по 4 орудия, а на
каждый борт — 12.
- При рекордно большом водоизмещении
— 30600 т — последние японские линкоры,
заложенные накануне первой мировой
войны, превосходили линкоры воюющих
держав и мощностью артиллерийского
вооружения, ибо «Фузо» и «Ямаширо» стали
первыми в мире линкорами, вооруженными 356-мм
пушками главного калибра.
Тайна "Императрицы Марии"