"Чесма" - первый русский
миноносец 1877 год.
Миноносцы.
-
- 1. «ЧЕСМА» (Россия, 1877 г.)
- 2. «СИНОП» (Россия, 1877 г.)
- 3. «ВЗРЫВ» (Россия, 1877 г.)
- 4. «БАТУМ» (Россия, 1880 г.)
-
- Едва лишь появились военные
корабли и на водных просторах начали
происходить морские бои, моряки стали
искать способы, как быстрее потопить
противника. Лучшим из всех считалось
нанесение удара-тарана в самое уязвимое
место корабля — его подводную часть.
Море через пробоину врывалось внутрь
грозного корабля, он терял плавучесть и
без особого промедления шел на дно.
Появление артиллерии сделало таран
бессмысленным.
- В XIX веке жизненно важные места
паровых кораблей стали защищать броней,
которая частенько выигрывала
соревнование со снарядом. Потопить же
противника артиллерией тоже оказалось
уже непросто. И тогда военно-морские
специалисты вновь вернулись к идее
таранного удара. Военные моряки всех
флотов ломали головы над тем, как бы
добраться до подводной части вражеского
корабля и нанести смертельную для него
пробоину. Поиски решения проблемы
велись в нескольких направлениях.
Первое привело к появлению подводных
плавательных аппаратов, управляемых
человеком. Это были прообразы будущих
подводных лодок. Они тогда еще не
стреляли торпедами или ракетами, как
сейчас, а лишь несли заряд. Нужно было
прикрепить его к днищу стоявшего на
якоре корабля противника. А там взрыв —
и корабль на дне.
- Другое направление — донные и якорные
мины заграждения, впервые предложенные
и примененные русскими моряками в XIX
веке. Они тайно ставились на путях
вражеских кораблей. И опять взрыв — и
корабля нет. Третье направление —
шестовая мина, которой нужно было ткнуть
в борт корабля противника. Раз — и его
нет! Все это вроде бы хорошо, но...
Тихоходные подводные плавательные
аппараты должны были проникнуть на
вражеский рейд, подойти к жертве и
прикрепить заряд к ее днищу. А противник
не будет смотреть на это сложа руки!..
Мины заграждения тоже пассивны и ждут,
пока на них кто-нибудь наткнется. При
этом они не разбирают, чужой корабль или
свой...
- Шестовые мины, по сути, лишь
удлиненный таран и требуют сближения с
целью на очень короткую дистанцию... Нет,
это не то! Флоту требовалось совершенно
новое оружие. В 1865 году талантливый
русский изобретатель Иван Федорович
Александровский, живший в Кронштадте,
предложил первый в мире проект
самодвижущейся мины, названной им «торпедо».
В донесении Морскому министерству
России об испытании этого нового оружия
сообщалось, что «торпедо... три раза
кряду проходило с большой меткостью
назначенное для него расстояние в 2500
футов (1 фут == 0,3048 м. — И. Ч.), постоянно
сохраняя при этом определенное ему
шестифутовое углубление в воду.
Начальная скорость его на расстоянии 1000
футов была 8 узлов, конечная — 5 узлов».
- В 1877 году началась русско-турецкая
война. Положение России на Черном море
было довольно тяжелым: турецкий флот
имел броненосцы, вооруженные мощной
артиллерией, а у русских таких сил на
этом море не было. Чтобы бороться с
противником, лейтенант С. О. Макаров
предложил активно применять катера,
вооруженные сначала шестовыми минами, а
позднее и торпедами. Для использования
торпед «беспокойный лейтенант», как
прозвали па флоте Макарова,
переоборудовал минные катера «Чесма» (1)
и «Синоп» (2). Под килем первого из них
прикрепили торпедный аппарат — трубу,
из которой выстреливалась торпеда.
Другой катер снабдили плотиком,
служившим для выпуска торпеды. В момент
стрельбы катера прицеливались в корабль
противника всем корпусом (плотик
команда катера подтягивала перед этим к
своему борту). В ночь на 16 декабря 1877 года
в полной темноте оба катера под командой
лейтенантов Запаренного и Щешинского
вошли на рейд Батуми и с дистанции в
несколько десятков метров выпустили
торпеды в турецкий броненосец. К
огорчению команд катеров, одна торпеда
попала в якорную цепь броненосца, а
вторая прошла под его килем.
- 14 января 1878 года эти же катера
туманной ночью вновь проникли на
батумский рейд. С расстояния 60—80 м они
выпустили в сторожевой корабль «Интибах»
торпеды, которые взорвались почти
одновременно. Сторожевик быстро
накренился и через две минуты скрылся под
водой. Это было первое в истории успешное
применение торпед. Минные катера того
времени имели малое водоизмещение (6—8 т),
весьма ограниченную дальность плавания
(10— 12 миль), плохую мореходность (могли
плавать при волнении моря не более 1 балла)
и обладали низкой скоростью (5—7 узлов)
Поэтому они доставлялись в район боевых
действий на корабле-матке, командование
которым было поручено Макарову. Почти
одновременно с перевооружением минных
катеров были построены и специальные
носители торпед — миноноски (так названы
потому, что в то время торпеды назывались
самодвижущимися минами). Они были очень
похожи на своих предшественников —
минные катера, только крупнее:
водоизмещение — около 20 т, скорость —
12—15 узлов, вооружение—одна-две торпеды и
одна-две пушки калибра 30— 37 мм. Как и у
минных катеров, мореходность и дальность
плавания у них были явно недостаточными
для самостоятельных действий. Поэтому в
1877 году в Петербурге был построен первый
в мире мореходный миноносец «Взрыв» (3).
Имея водоизмещение 180 т, он мог развивать
скорость до 12,5 узла и был вооружен одним
неподвижным подводным торпедным
аппаратом, проходящим через форштевень (влияние
тарана!). Корабль был довольно солидных
размеров, но слабовато вооружен. В 1880 году
по улучшенному проекту отечественных
инженеров, принявших во внимание и опыт
русско-турецкой войны, и недостатки «Взрыва»,
строились миноносцы «Батум» (4) (водоизмещение
48 т) и «Сухум» (б6 т), развивавшие скорость
более 15 узлов. Вооружение состояло из
двух однотрубных торпедных аппаратов,
расположенных под палубой по обе стороны
форштевня, и двух пушек калибра 37 мм.