"Чесма" - первый русский миноносец 1877 год.

Миноносцы.

 
1. «ЧЕСМА» (Россия, 1877 г.)
2. «СИНОП» (Россия, 1877 г.)
3. «ВЗРЫВ» (Россия, 1877 г.)
4. «БАТУМ» (Россия, 1880 г.)
 
   Едва лишь появились военные корабли и на водных просторах начали происходить морские бои, моряки стали искать способы, как быстрее потопить противника. Лучшим из всех считалось нанесение удара-тарана в самое уязвимое место корабля — его подводную часть. Море через пробоину врывалось внутрь грозного корабля, он терял плавучесть и без особого промедления шел на дно. Появление артиллерии сделало таран бессмысленным.
   В XIX веке жизненно важные места паровых кораблей стали защищать броней, которая частенько выигрывала соревнование со снарядом. Потопить же противника артиллерией тоже оказалось уже непросто. И тогда военно-морские специалисты вновь вернулись к идее таранного удара. Военные моряки всех флотов ломали головы над тем, как бы добраться до подводной части вражеского корабля и нанести смертельную для него пробоину. Поиски решения проблемы велись в нескольких направлениях. Первое привело к появлению подводных плавательных аппаратов, управляемых человеком. Это были прообразы будущих подводных лодок. Они тогда еще не стреляли торпедами или ракетами, как сейчас, а лишь несли заряд. Нужно было прикрепить его к днищу стоявшего на якоре корабля противника. А там взрыв — и корабль на дне.
  Другое направление — донные и якорные мины заграждения, впервые предложенные и примененные русскими моряками в XIX веке. Они тайно ставились на путях вражеских кораблей. И опять взрыв — и корабля нет. Третье направление — шестовая мина, которой нужно было ткнуть в борт корабля противника. Раз — и его нет! Все это вроде бы хорошо, но... Тихоходные подводные плавательные аппараты должны были проникнуть на вражеский рейд, подойти к жертве и прикрепить заряд к ее днищу. А противник не будет смотреть на это сложа руки!.. Мины заграждения тоже пассивны и ждут, пока на них кто-нибудь наткнется. При этом они не разбирают, чужой корабль или свой...   
   Шестовые мины, по сути, лишь удлиненный таран и требуют сближения с целью на очень короткую дистанцию... Нет, это не то! Флоту требовалось совершенно новое оружие. В 1865 году талантливый русский изобретатель Иван Федорович Александровский, живший в Кронштадте, предложил первый в мире проект самодвижущейся мины, названной им «торпедо». В донесении Морскому министерству России об испытании этого нового оружия сообщалось, что «торпедо... три раза кряду проходило с большой меткостью назначенное для него расстояние в 2500 футов (1 фут == 0,3048 м. — И. Ч.), постоянно сохраняя при этом определенное ему шестифутовое углубление в воду. Начальная скорость его на расстоянии 1000 футов была 8 узлов, конечная — 5 узлов».
   В 1877 году началась русско-турецкая война. Положение России на Черном море было довольно тяжелым: турецкий флот имел броненосцы, вооруженные мощной артиллерией, а у русских таких сил на этом море не было. Чтобы бороться с противником, лейтенант С. О. Макаров предложил активно применять катера, вооруженные сначала шестовыми минами, а позднее и торпедами. Для использования торпед «беспокойный лейтенант», как прозвали па флоте Макарова, переоборудовал минные катера «Чесма» (1) и «Синоп» (2). Под килем первого из них прикрепили торпедный аппарат — трубу, из которой выстреливалась торпеда. Другой катер снабдили плотиком, служившим для выпуска торпеды. В момент стрельбы катера прицеливались в корабль противника всем корпусом (плотик команда катера подтягивала перед этим к своему борту). В ночь на 16 декабря 1877 года в полной темноте оба катера под командой лейтенантов Запаренного и Щешинского вошли на рейд Батуми и с дистанции в несколько десятков метров выпустили торпеды в турецкий броненосец. К огорчению команд катеров, одна торпеда попала в якорную цепь броненосца, а вторая прошла под его килем.
  14 января 1878 года эти же катера туманной ночью вновь проникли на батумский рейд. С расстояния 60—80 м они выпустили в сторожевой корабль «Интибах» торпеды, которые взорвались почти одновременно. Сторожевик быстро накренился и через две минуты скрылся под водой. Это было первое в истории успешное применение торпед. Минные катера того времени имели малое водоизмещение (6—8 т), весьма ограниченную дальность плавания (10— 12 миль), плохую мореходность (могли плавать при волнении моря не более 1 балла) и обладали низкой скоростью (5—7 узлов) Поэтому они доставлялись в район боевых действий на корабле-матке, командование которым было поручено Макарову. Почти одновременно с перевооружением минных катеров были построены и специальные носители торпед — миноноски (так названы потому, что в то время торпеды назывались самодвижущимися минами). Они были очень похожи на своих предшественников — минные катера, только крупнее: водоизмещение — около 20 т, скорость — 12—15 узлов, вооружение—одна-две торпеды и одна-две пушки калибра 30— 37 мм. Как и у минных катеров, мореходность и дальность плавания у них были явно недостаточными для самостоятельных действий. Поэтому в 1877 году в Петербурге был построен первый в мире мореходный миноносец «Взрыв» (3). Имея водоизмещение 180 т, он мог развивать скорость до 12,5 узла и был вооружен одним неподвижным подводным торпедным аппаратом, проходящим через форштевень (влияние тарана!). Корабль был довольно солидных размеров, но слабовато вооружен. В 1880 году по улучшенному проекту отечественных инженеров, принявших во внимание и опыт русско-турецкой войны, и недостатки «Взрыва», строились миноносцы «Батум» (4) (водоизмещение 48 т) и «Сухум» (б6 т), развивавшие скорость более 15 узлов. Вооружение состояло из двух однотрубных торпедных аппаратов, расположенных под палубой по обе стороны форштевня, и двух пушек калибра 37 мм. 

 

Hosted by uCoz