- До 1898 г. русский флот пополнялся так
называемыми номерными миноносцами. Их
вооружение состояло из неподвижной
торпедной конструкции, находящейся в
носовой части корпуса, и одного или двух
поворотных однотрубных аппаратов,
расположенных на верхней палубе. В русско-японскую войну появились
минные крейсеры и контрминоносцы (дистройеры).
Их основная задача заключалась в поиске и
уничтожении обычных миноносцев. Таким
образом суда данного типа защищали
большие военные корабли — броненосцы. В 1895—1898 гг. в связи с экспансией России
на Дальний Восток были приняты две
кораблестроительные программы.
- К началу русско-японской войны
отечественный флот удалось пополнить
десятью эскадренными броненосцами,
одиннадцатью крейсерами первого ранга,
большим количеством миноносцев и судов
различного типа. Боевые корабли вошли в
состав 1 -и и 2-й Тихоокеанских эскадр и
Владивостокского отряда крейсеров. Их
тактико-технические характеристики
соответствовали мировым стандартам того
времени.
|
|
В ночь на 27 января 1904 г. японский флот
вероломно напал на русскую эскадру,
находившуюся на рейде Порт-Артура, и суда,
стоявшие в Чемульпо. В результате
броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и
крейсер «Паллада» вышли из строя. Крейсер
«Варяг» и канонерская лодка «Кореец»
после неудачной попытки прорваться в
Порт-Артур вернулись в Чемульпо. Чтобы не
допустить захвата русских кораблей
японцами, командование приняло решение
их уничтожить. «Варяг» был затоплен, а «Кореец»
взорван.
В трудный период войны с японцами
командовать Тихоокеанским флотом
назначили Степана Осиповича Макарова.
Под флагом бесстрашного и энергичного
вице-адмирала русские корабли за
короткий срок добились серьезных успехов
в боевых действиях. Однако 31 марта
легендарный флотоводец погиб. Смерть С. О.
Макарова стала поистине тяжелой утратой
для русских моряков. Равноценной замены
ему не было. Вскоре 1-я Тихоокеанская эскадра
оказалась блокированной в Порт-Артуре.
Все попытки прорвать вражеское кольцо и
добраться до Владивостока заканчивались
неудачно. В помощь яростно, но безуспешно сражавшимся
боевым кораблям направилась 2-я
Тихоокеанская эскадра под командованием
вице-адмирала 3. П. Рожественского. Перед
моряками была поставлена задача
объединиться с Порт-артурской эскадрой и
совместными усилиями разбить вражеский
флот. Но 20 декабря 1904 г. крепость пала и все
русские военные корабли, чтобы не
допустить захвата врагом, были затоплены.
2-й Тихоокеанской эскадре двигаться к
Порт-Артуру стало бессмысленно. Стратеги
из Морского министерства решили усилить
ее такими старыми кораблями, как
броненосец «Император Николай I», крейсер
«Адмирал Нахимов» и тремя броненосцами
береговой обороны, совершенно неприспособленными
для ведения боевых
сражений в открытом море, и в таком
составе направить во Владивосток для
соединения с Сибирской флотилией. Таким образом из старых броненосцев
сформировалась 3-я Тихоокеанская эскадра.
Ее командиром назначили контр-адмирала И.
И. Небогатова. Она вышла из Либавы
навстречу кораблям 3. П. Рожественского в
феврале 1905 г. После изнурительных походов
боевые суда обеих эскадр благополучно
соединились у побережья французского
Индокитая. А в середине мая в Корейском
проливе произошло знаменитое Цусимское
сражение, в результате которого весь
российский флот был уничтожен.
Существует большое количество
хрестоматийных описаний сражения.
Причины поражения глубоко исследованы,
но необходимо отметить, что русские
матросы и офицеры проявили в поединке с
японской флотилией чудеса героизма. Они
не покидали свои боевые посты до
последнего вздоха. По окончании войны Российское
государство было не в состоянии
восстановить свой флот. Страна
находилась в глубочайшем финансово-экономическом
кризисе. Правительство не могло выделить
достаточного количества средств для
осуществления разработанных Морским
генеральным штабом программ по
строительству боевых кораблей.
Предпринимались огромные усилия, чтобы
отремонтировать и перевооружить
уцелевшие суда. Незначительно флот
пополнялся за счет крейсеров, заказанных
за границей и построенных на нескольких
отечественных верфях. На Балтике даже удалось сформировать
бригаду линейных кораблей. Из уцелевших и
вновь построенных крейсеров
сформировали две бригады. В первую вошли
«Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян», «Паллада», «Богатырь» и «Олег»
(базировалась в Гельсингфорсе), во вторую
— крейсера «Россия», «Громобой», «Аврора»
и «Диана» (базировалась в Ревеле). В конце русско-японской войны в России
создали Особый комитет, который собирал
добровольные пожертвования на усиление
военно-морского флота. Благодаря этому на
заграничных и отечественных верфях было
построено 18 минных крейсеров. Они
составили основу Минной дивизии
Балтийского флота. Так или иначе,
Морскому министерству удалось возродить
на Балтике боевое ядро из кораблей разных
классов. Именно они участвовали в боевых
действиях против германского флота в
начале Первой мировой войны.
- Командующим Морскими силами
Балтийского моря в 1908 г. был назначен
контр-адмирал (впоследствии адмирал) Н. О.
фон Эссен. В короткий срок он
усовершенствовал организационную
структуру боевой подготовки и поднял ее
на качественно новый уровень. Благодаря
этому русские боевые корабли с успехом
отражали попытки германского флота
овладеть водными просторами Балтики.В 1913 г. в состав Морских сил Балтики
вошел эскадренный миноносец «Новик». На
судне было установлено три паровых
турбины и шесть водотрубных котлов. Его
длина составляла 98,0 м, ширина — 9,3 м,
водоизмещение — 1260 т. Торпедное
вооружение боевого корабля состояло из
четырех двухтрубных торпедных аппаратов
на вращающихся основаниях,
артиллерийское — из четырех 102-миллиметровых
пушек с дальностью стрельбы 22,2 км. Создание «Новика» и последующих
кораблей подобного типа стало яркой
страницей в истории отечественного
военного судостроения. Ни один из
новейших германских эсминцев не мог
соперничать с нашим миноносцем. Он прошел
славный боевой путь, продемонстрировав
завидное долголетие. По окончании
Гражданской войны «Новик» и другие суда
царского флота вошли в состав советского
ВМФ.
- Первые линейные корабли-дредноуты — «Севастополь»,
«Петропавловск», «Гангут» и «Полтава» —
спроектировали выдающиеся русские
инженеры-кораблестроители А. Н. Крылов, И.
Г. Бубнов и др. В их вооружение входили
двенадцать 305-миллиметровых орудий с
дальностью стрельбы 40 км.
-
|
-
-
Н. О.
фон Эссен (1860—1915)
|
Во время Первой
мировой войны эти мощные суда придали
центральной минно-артиллерийской позиции высокую боевую
устойчивость. В результате вход в Финский
залив стал для германского флота
практически недоступным. После Октябрьского переворота три
линейных корабля — «Севастополь», «Петропавловск»
и «Гангут» — под новыми именами вошли в
состав советского ВМФ. С началом Великой
Отечественной войны они вступили в
борьбу с фашистским флотом. «Севастополь»
(«Парижская коммуна») принимал участие в
обороне одноименного города. «Петропавловск»
(«Марат») и «Гангут» («Октябрьская
революция») защищали Ленинград. Три линкора — «Императрица Мария», «Императрица
Екатерина Великая» и «Император
Александр III» — были построены для
Черноморского флота. Их вступление в
строй обеспечило господство Российского
государства на Черном море в течение всей
Первой мировой войны. Печально сложилась
судьба двух кораблей. «Императрицу Марию»
взорвали немецкие агенты, а «Императрица
Екатерина» была затоплена личным
составом в Новороссийске. В начале Первой мировой войны в
Российском государстве произошел
промышленный подъем и правительство
получило возможность ассигновать на
строительство флота значительную сумму.
Но в большей степени реализация
судостроительных программ зависела от
деятельности Морского министерства. С 1911
по 1917 г. его возглавлял адмирал И. К.
Григорович. Ему удалось реформировать и
наладить четкую работу ведомства. Крупные правительственные заказы на
строительство военных кораблей
способствовали росту российской
судостроительной промышленности. За
короткое время были созданы частные
предприятия: Путиловская, Усть-Ижорская,
Мюльграбенская верфи, Русско-Балтийский
и Ревельский заводы, трест «Наваль-Руссуд»,
верфь «Ноблесснер». Они занимались
производством боевых судов. В результате
в конце 1917 г. Россия стала
обладательницей мощного военного флота,
который успешно противостоял германо-турецким
морским силам.
Через год после Октябрьской революции
сформировался Рабоче-Крестьянский
Красный Флот. Его создали на базе боевых
императорских кораблей всех классов. В
наследство от царской России новому
правительству досталось: на Балтике — 4
линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62
миноносца, в том числе и эскадренных, 26
подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23
минных и сетевых заградителя, 110
сторожевых кораблей и катеров, 89
тральщиков, больше 100 разнообразных
вспомогательных судов, 70 транспортов и 16
ледоколов; на Черном море — 7 линейных
кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных
миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных
лодок. Большое количество кораблей
находилось в составе морских сил
Северного Ледовитого океана и Каспийской,
Амурской, Сибирской флотилий. Однако с первых дней своего
существования Рабоче-Крестьянский
Красный Флот стали использовать в своей
борьбе за власть новые правители России.
Балтийские военно-морские силы,
располагавшиеся в Гельсингфорсе (Хельсинки)
и Ревеле (Таллине), из-за срыва Л. Д. Троцким Брестского договора оказались
под угрозой уничтожения белофиннами и
германскими войсками.
В феврале 1918г. началась операция по
переводу Балтийского флота в Кронштадт.
Возглавил знаменитый Ледовый поход
бывший капитан первого ранга А. Н. Щасный.
Из 350 боевых судов, находившихся в Ревеле,
Гельсингфорсе и Котке, в Кронштадт прибыло 236. Несмотря на удачно
проведенную операцию, ее руководитель А.
Н. Щасный был арестован, обвинен в измене
и расстрелян большевиками. Печальная судьба постигла Черноморский
флот. В 1918 г. часть офицеров и матросов
отказалась сдать германскому
командованию свои корабли. Несмотря на
жесточайший обстрел со стороны немецких
батарей, им все же удалось перевести свои
суда из Севастополя в Новороссийск.
Вскоре Севастополь был захвачен немцами. Главнокомандующий оккупационных войск
потребовал немедленного возвращения
русского флота. В случае отказа он грозил
захватом Новороссийска. Совет Народных Комиссаров во главе с В. И.
Лениным, проанализировав ситуацию,
поставил перед экипажами задачу
уничтожить свои суда, чтобы они не
достались противнику. Однако мнения
моряков разделились. Большая часть из них
агитировала за сохранение кораблей.
Большевики склоняли личный состав к
затоплению флота. В результате большую
часть боевых судов уничтожили. От мощного Балтийского флота к 1922 г. тоже
осталось лишь несколько кораблей,
способных выйти в море. Были потеряны
Сибирская, Амурская флотилии и флотилия
Северного Ледовитого океана. Всего
интервенты захватили свыше 800 российских
военных судов различного класса. Однако Советский Союз, опасаясь
нападения со стороны капиталистических
государств, несмотря на голод и разруху,
срочно приступил к восстановлению
морских сил страны. Процесс возрождения
Рабоче-Крестьянского Красного Флота
начался с ремонта и достройки кораблей,
оставшихся от императорского флота. Что касается строительства новых судов,
то здесь мнения правительственных кругов
разделились. В результате победили
сторонники прибрежного «москитного»
флота и стратегии «малой войны», так как
средств на строительство мощных кораблей
не хватало. В результате в основу первой
советской программы боевого
судостроения легла оборонительная
военно-морская доктрина, по которой
предусматривалось создание легких сил
прибрежного действия. Первоочередной задачей советское
правительство ставило построение шести
торпедных катеров, восьми сторожевых
кораблей и шести подводных лодок. Также
предполагалось восстановить несколько
старых кораблей. Затем предусматривалось
создание десяти сторожевых кораблей,
тридцати торпедных катеров и шести
подводных лодок. Однако реализация программы была
связана с огромными трудностями.
Практически все судостроительные верфи и
заводы были разрушены, большая часть
высококвалифицированных инженеров-конструкторов,
мастеров и рабочих либо погибли от голода
и болезней на фронтах Гражданской войны,
либо были расстреляны органами ВЧК. Плохо
обстояло дело и с заводами, ранее
поставлявшими разнообразное
оборудование для судов — котлы,
механизмы, трубопроводы, рулевые машины,
чугунное и стальное литье и т. д.
Производственные связи между ними
нарушились, а топливо и сырье
отсутствовали. Строительство новых кораблей начали с
создания торпедных катеров. В 1931-1932 гг. в
строй Балтийского флота вошли шесть
новых сторожевых судов — «Вихрь», «Гроза»,
«Смерч», «Тайфун», «Ураган» и «Циклон». В
1930-1931 гг. на смену устаревшим пришли новые
подводные лодки типа «Декабрист», «Народоволец»,
«Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец»
и «Якобинец».
В дальнейшем советское правительство не
создавало отдельных программ по
строительству военных кораблей. Они
включались в пятилетние планы развития
народного хозяйства. Средства на
реализацию программ выделялись
Народному комиссариату судостроительной
промышленности. В 30-х гг. увеличение производства
цветных металлов, добычи угля и нефти
дало возможность СССР построить большие
надводные корабли и океанские подводные
лодки. Первым крупным боевым судном,
созданным в советское время, являлся
крейсер «Киров». Его длина составляла 191,3
м, ширина — 17,6 м, водоизмещение — 9436 т,
осадка — 7,2 м. При мощности механизмов 110
000 л. с. корабль перемещался со скоростью
35,5 узла.
«Киров» считался одним из самых лучших
легких крейсеров в мире. Его вооружение
состояло из восьми 100-миллиметровых
универсальных орудий, десяти 37-миллиметровых
зенитных автоматов, восьми
крупнокалиберных зенитных пулеметов и
двух трехтрубных 533-миллиметровых
торпедных аппаратов. Судно также было
способно принять на борт 90 якорных мин
заграждения. Для ведения разведки и
корректировки огня корабль располагал
одной катапультой и двумя
гидросамолетами. Его экипаж насчитывал 872
человека. Боевые возможности крейсера в
полной мере раскрылись в период Великой
Отечественной войны. «Киров» первым из
надводных судов Балтийского флота
получил орден Красного Знамени. За годы предвоенных пятилеток
отечественный флот пополнился тремя
крейсерами типа «Киров», тремя лидерами
эскадренных миноносцев типа «Ленинград»,
тремя лидерами типа «Минск» и лидером «Ташкент».
В строй также вступила 21 единица
эскадренных миноносцев типа «Гневный» и
11 типа «Сторожевой». В начале Великой
Отечественной войны Военно-морской флот
Советского Союза состоял из более 700
боевых судов различного класса.
Таблица . Состав Военно-морского флота к
началу Великой Отечественной войны
- Рода сил и классы кораблей
|
- СФ
|
- КБФ
|
- ЧФ
|
- ТОФ
|
- Итого
|
- Линейные
|
- 0
|
- 2
|
- 1
|
- 0
|
- 3
|
- Крейсера
|
- 0
|
- 2
|
- 5
|
- 0
|
- 7
|
- Лидеры, эскадренные
- миноносцы
|
- 8
|
- 19
|
- 17
|
- 7
|
- 51
|
- Торпедные катера
|
- 0
|
- 67
|
- 78
|
- 145
|
- 290
|
- Сторожевые
|
- 7
|
- 7
|
- 2
|
- 6
|
- 22
|
- Канонерские лодки
|
- 0
|
- 2
|
- 4
|
- 0
|
- 6
|
- Заградители минные
|
- 1
|
- 4
|
- 2
|
- 5
|
- 12
|
- Тральщики
|
- 2
|
- 30
|
- 12
|
- 18
|
- 62
|
- Мониторы
|
- 0
|
- 0
|
- 5
|
- 0
|
- 5
|
- Бронекатера
|
- 0
|
- 4
|
- 22
|
- 0
|
- 26
|
- Охотники за подводными лодками
|
- 14
|
- 20
|
- 24
|
- 19
|
- 77
|
- Катера-тральщики
|
- 0
|
- 2
|
- 0
|
- 0
|
- 2
|
- Сетевые заградители
|
- 0
|
- 2
|
- 0
|
- 0
|
- 2
|
- Подводные лодки
|
- 15
|
- 71
|
- 44
|
- 85
|
- 215
|
За годы Второй мировой войны советские
флоты и флотилии приняли участие в
следующих операциях:
— Ленинградская оборонительная
10.07.1941—28.09.1941 (Краснознаменный Балтийский
флот и Чудская флотилия);
— оборонительная на Правобережной
Украине 11.07.1941— 24.08.1941 (Черноморский флот,
Дунайская флотилия);
— оборона Левобережной Украины
25.08.1941—25.09.1941 (Пинская флотилия);
— Донбасско-Ростовская оборонительная
29.09.1941—16.11.1941 (Азовская флотилия,
Черноморский флот);
— оборона Севастополя 30.10.1941—4.07.1942 (Черноморский
флот);
— Керченско-Феодосийская десантная
25.12.1941—2.01.1942 (Черноморский флот, Азовская
флотилия);
— Сталинградская оборонительная
17.07.1942—18.11.1942 (Волжская флотилия);
— Северо-Кавказская оборонительная
25.07.1942—31.12.1942 (Черноморский флот, Азовская
и Каспийская флотилии);
— Сталинградская наступательная «Уран»
19.11.1942—30.11.1942 (Волжская флотилия);
— Северо-Кавказская наступательная
1.01.1943—9.10.1943 (Черноморский флот);
— наступательная по прорыву блокады
Ленинграда «Искра» 12.01.1943—30.01.1943 (Краснознаменный
Балтийский флот и Ладожская флотилия);
— Новороссийско-Тасманская 9.09.1943—9.10.1943
(Черноморский флот);
— Керченско-Эльтигенская 31.10.1943—11.12.43 (Черноморский
флот, Азовская флотилия);
— Ленинградско-Новгородская
наступательная 14.01.1944— 1.03.1944 (Краснознаменный
Балтийский флот);
— Крымская наступательная 8.04.1944—12.05.1944 (Черноморский
флот);
— Выборго-Петрозаводская
наступательная 10.06.1944— 9.08.1944 (Краснознаменный
Балтийский флот. Ладожская и Онежская
флотилии);
— Белорусская наступательная «Багратион»
23.06.1944— 29.08.1944 (Днепровская флотилия);
— Ясско-Кишиневская наступательная
20.08.1944—29.08.1944 (Черноморский флот,
Дунайская флотилия);
— Прибалтийская наступательная
14.08.1944—24.09.1944 (Краснознаменный Балтийский
флот);
— Белградская наступательная
28.09.1944—20.10.1944 (Дунайская флотилия);
— Петсамо-Киркенесская наступательная
7.10.1944—1.11.1944 (Северный флот);
— Будапештская наступательная
29.10.1944—13.02.1945 (Дунайская флотилия);
— Восточно-Прусская наступательная
13.01.1945—25.04.1945 (Краснознаменный Балтийский
флот);
— Восточно-Померанская наступательная
10.02.1945—4.04.1945 (Краснознаменный Балтийский
флот);
— Венская наступательная 16.03.1945—15.04.1945 (Дунайская
флотилия);
— Берлинская наступательная
16.04.1945—8.05.1945 (Днепровская флотилия);
— Маньчжурская наступательная
9.08.1945—2.09.1945 (Тихоокеанский флот, Амурская
флотилия);
— Южно-Сахалинская 11.08.1945—25.08.1945 (Северная
Тихоокеанская флотилия);
— Курильская десантная 18.08.1945—1.09.1945 (Тихоокеанский
флот, Петропавловская военно-морская
база).
За свои заслуги в ходе войны орденом
Красного Знамени были награждены
линейные корабли «Октябрьская Революция»
и «Севастополь»; крейсера «Ворошилов», «Киров»
и «Максим Горький»; лидер эсминцев «Баку»;
эскадренные миноносцы «Куйбышев», «Грозный»,
«Громкий», «Войков» и «Беспощадный»; сторожевой корабль «Киров»; канонерские
лодки «Красная Абхазия», «Чапаев» и «Усискин»;
базовые тральщики «Арсений Раскин», «Мина»,
«Трал» и «Щит»; тральщики «Шуя» (Т-32), Т-110,
Т-525, Т-275; большие охотники за подводными
лодками БО-303 и БО-305. Гвардейские знамена
были вручены экипажам следующих боевых
судов: «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Вице-адмирал
Дрозд», «Гремящий», «Сообразительный», «Ока»,
«Охотск», «Красная Звезда», «Пролетарий»
и др.
В послевоенные годы строительство флота
шло по пути создания тех же классов
боевых кораблей, которые строили
накануне войны. Но их тактико-технические
характеристики постоянно
модернизировались. В 60-е гг. в состав военно-морских сил были
включены суда, имеющие в качестве
основного оружия крылатые ракеты класса
«корабль-корабль». Постепенно главной
ударной силой мирового флота становились
подводные лодки. Это привело к созданию
специальных боевых кораблей,
предназначенных для их выявления и уничтожения. В Советском ВМФ
такими судами стали ракетные крейсера
типа «Варяг». В конце 60-х гг. в Советском Союзе для
предупреждения нанесения ядерного удара
со стороны ВМС США создали оперативные
соединения противолодочных кораблей. Их
основная задача заключалась в несении
боевого дежурства в местах появления
иностранных подлодок. Тактико-технические
характеристики боевых судов данного типа
постоянно совершенствовались. Они
оснащались эффективными
гидроакустическими средствами, мощным
противолодочным оружием и крылатыми
ракетами. На вооружении ВМФ также появились
авианесущие крейсеры и тяжелые
авианесущие крейсеры. Они использовались
для авиационного прикрытия оперативных
противолодочных судов и придания им
боевой устойчивости. Первый надводный
корабль ВМФ с ядерной энергетической
установкой — «Киров» — был спущен на
воду в конце 1977 г. Два года он
достраивался на плаву, а в 1980 г. вошел в
состав Северного флота.
В начале 90-х гг. отечественный флот
состоял из разных типов авианесущих
кораблей — одного тяжелого крейсера-авианосца
«Адмирал Кузнецов», нескольких крейсеров-вертолетоносцев
типа «Москва» и крейсеров-авианосцев с
самолетами вертикального взлета типа «Новороссийск».
Появилась целая серия новых ракетных
крейсеров типа «Слава» и построены два
крейсера типа «Киров» («Калинин» и «Фрунзе»).
Энергетическая установка советских
атомоходов состояла из двух паровых
турбин мощностью до 20 тыс. л. с. каждая.
Крейсер развивал скорость более 30 узлов.
Боевое судно было вооружено
противокорабельным ракетным комплексом
большой дальности, включавшим в себя 20
пусковых установок (ПУ), 12 ПУ зенитных
управляемых ракет средней дальности; 1х2
ПУ ракетно-противолодочного комплекса; 2х2
артустановками среднего и 8х1 малого
калибров; 2х6 и 1х2 реактивными бомбовыми
установками. Размеры атомоходов
составляли: ширина 28 м, длина 252 м. Судно данного типа могло принять три
вертолета. Для этого конструкторы
предусмотрели взлетно-посадочную
площадку. Радиоэлектронное вооружение
состояло из специализированных ЭВМ, автоматизированных систем управления
оружием и техническими средствами, радиолакационных
станций различного назначения,
комплексов связи и т. п. Атомные крейсера
типа «Киров» вобрали в себя практически
все новинки своего времени. В наши дни
ударную часть надводного флота также
составляют атомные крейсера, которые
выполняют не только учебно-боевые задачи,
но и участвуют в научных экспедициях.
Подводный флот.
Впервые как род сил ВМФ русские
подводные корабли проявили себя в период
Первой мировой войны. Для уничтожения
морских сил противника активно
применялось торпедное оружие (прицельный
метод стрельбы одиночной торпедой) и
артиллерия. Впервые залповый метод
торпедной стрельбы использовал экипаж
лодки «Гепард». 10 августа 1915 г. у
западного побережья острова Эзель он
атаковал немецкий крейсер «Любек»,
который шел под охраной пяти миноносцев.
Вражеское судно было уничтожено одной из
пяти торпед, выпущенных с интервалом в
несколько секунд.
30 апреля 1915г. экипаж подводного корабля
«Дракон», которым командовал лейтенант Н.
Ильинский, обнаружил крейсер противника,
шедший в охранении миноносцев. Немцы
также зафиксировали присутствие лодки и
атаковали ее. Благодаря умелым действиям
командира «Дракон», не получив ни единого
повреждения, уничтожил судно. Отважные русские подводники только в 1915
г. совершили 78 военных походов, потопив 2
немецких крейсера и 16 транспортов. За два
года войны общий тоннаж выведенных из
строя боевых кораблей противника
составил более 105 тыс. т.
После знаменитого Ледового похода в
составе Балтийского флота осталось 12
подводных лодок типа «Барс». Среди них
была и знаменитая «Пантера», которая
прославилась тем, что, выполняя боевую
задачу, пробыла под водой больше суток,
пройдя за это время 75 миль. В начале Великой Отечественной войны
ВМФ СССР располагал 212 подлодками.
Например, подводные силы
Краснознаменного Балтийского флота к 22
июня 1941 г. состояли из 4 крейсерских
субмарин, 3 больших (эскадренных)
торпедных подводных лодок, 3 подводных минных заградителей, 29
средних торпедных подлодок, 21 малой
торпедной лодки и 6 субмарин зарубежного
производства. Необходимо отметить, что к началу Второй
мировой войны в состав английского
подводного флота входило 58 субмарин,
американского — 112, немецкого — 57,
итальянского — 115, японского — 63. Высокие тактико-технические
характеристики отечественных подводных
кораблей в сочетании с высоким
профессионализмом экипажей делали их в
военные годы грозной силой. Они проникали
на базы противника сквозь минные поля и
заграждения, успешно атаковали
вражеские суда и конвои в море, выполняли
другие боевые задачи.
В 1942 г. вышел указ об установлении
нагрудного знака «Командир подводной
лодки». Таким образом было восстановлено
ношение специального знака для офицеров
подводного флота, введенного приказом
Морского ведомства от 26 января 1909 г. и
отмененного после Октябрьской революции.
Он представлял собой изящную серебряную
командирскую лодочку с рубиновой звездой
под рубкой. Данный знак различия
присваивался командирам субмарин,
отличившимся в боях с фашистами и являлся
свидетельством их высочайшего воинского
мастерства. Необходимо отметить, что с 15 августа 1987 г.
согласно приказу министра обороны СССР «командирская
лодочка» стала именоваться нагрудным
знаком «Командир корабля». Он вручался
офицеру при вступлении в командование
субмариной. В этом году также был
установлен особый знак «За потопление
судов противника».
В конце войны особенно результативно
действовали подводники Балтики. В январе
1945 г. подлодка С-13 под командованием
капитана 3-го ранга А. И. Маринеско около
Данцигской бухты атаковала и уничтожила
фашистский лайнер «Вильгельм Густлов».
Через десять дней С-13 потопила транспорт
противника «Генерал фон Штойбен». На этих
судах в общей сложности находилось около
10 тыс. немецких солдат и офицеров, 1300
человек, входящих в состав экипажей, и
огромное количество военной техники. Подводная лодка К-12 под командованием
капитана 3-го ранга И. В. Травкина за
четыре месяца до победы вывела из строя
шесть фашистских транспортов и
сторожевой корабль. Кроме проведения
операций по уничтожению вражеских судов,
подводники ставили минные заграждения,
вели разведку, перевозили людей, грузы и
горючее. При выполнении любых боевых
заданий экипажи всегда демонстрировали
смелость, верность присяге и высокий
профессионализм.
За свой беспримерный подвиг Звездой
Героя Советского Союза были награждены
следующие балтийские подводники:
капитаны-лейтенанты Вершин Ф. Г.,
Трипольский А. В., Осипов Е. Я., Калинин М. С.,
капитаны 3-го ранга КоняевА. М., Лисин С. П.,
Богорад С. Н., гвардии капитаны 3-го ранга
Травкин И. В., Коновалов В. К.
Всего за годы Великой Отечественной
войны подводники Краснознаменного
Балтийского флота отправили на дно 124
транспортных судна противника, 18 боевых
кораблей и катеров, каботажное судно и
буксир. По общему количеству выведенного
из строя вражеского тоннажа подлодки
заняли второе после авиации место среди
других сил КБФ. 23 подводных корабля наградили орденами
Красного Знамени, экипажам 12 подлодок за
боевые заслуги вручили гвардейское Знамя.
Четыре субмарины Северного флота — Д-3, С-56,
Щ-402, М-172 — стали и гвардейскими и
Краснознаменными. Тысячи подводников за
свои героические подвиги, совершенные в
годы Великой Отечественно войны, были
удостоены высоких государственных
наград.
В послевоенный период подводный флот
выполнял как военно-тактические задачи,
так и мирные. Например, в июле 1962 г.
атомной подводной лодке «Ленинский
комсомолец», которой командовал капитан
2-го ранга Л. М. Жильцов, удалось пройти
подо льдами к Северному полюсу. В 1963 г.
экипаж субмарины под командованием
капитана 2-го ранга Ю. А. Сысоева всплыл
точно на Северном полюсе и водрузил там
Государственный и Военно-морской флаги
СССР. В феврале-марте 1966 г. группа атомных
подводных кораблей под руководством
контр-адмирала А. И. Срокина совершила
кругосветное плавание.
В наши дни ВМФ Российской Федерации
находится далеко не в лучшем состоянии. В
2000 г. произошло очередное сокращение
Вооруженных сил, которое не могло не
коснуться и флота. Но даже в такой сложной
и во многом противоречивой обстановке не
следует забывать о том, что до сих пор
отечественные субмарины пользуются
большим спросом на Западе. Каждая страна,
входящая в состав НАТО, располагает, как
минимум, одной подлодкой советского
производства. Этот факт является одним из
доказательств того, что наш флот
переживет трудные времена, но мы уверены,
что Андреевский флаг по-прежнему будет
гордо реять над просторами мирового
океана.