"Лейтенант Ильин"  Россия 1914 г.

Миноносцы.

14. «ЛЕЙТЕНАНТ ИЛЬИН» (Россия, 1914 г.)
15. «ИЗЯСЛАВ» (Россия. 1914 г.)
16. «G-7» (Германия, 1911 г.)
17. «ВИТТОРИ» (Англия, 1918г.)
 
  «Новик» может стать еще лучше! К такому выводу пришли военно-морские специалисты вскоре после вступления корабля в строй. В проект внесли изменения, и в результата появились семь модификаций миноносца. Для Балтийского флота на отечественных верфях было заложено 37 кораблей этого типа, имевших четыре разновидности. К первой относился сам прототип — «Новик». Вторая модификация ,головной корабль — эсминец «Лейтенант Ильин» (14), строившаяся самой большой серией, включим 22 корабля; третья, с головным  эсминцем «Изяслав» (15), насчитывала пять, и четвертая («Гогланд») — девять эсминцев.
  Строительство большинства из них завершилось уже в ходе войны. Постройка же 17 кораблей (6 второй, 2 третьей и все 9 четвертой модификаций) так и не была завершено. Новые эсминцы принимали активное участие в боевых действиях в Рижском заливе, а постановке минных заграждений в южной и центральной Балтике и в набеговых операциях. «Гром», «Победитель», «Забияка», «Константин», «Изяслав» и «Самсон» совместно с канонерской лодкой «Храбрый» и броненосцами «Слава» и «Гражданин» в начале октября 1917 года у Моонзунда участвовали в тяжелых боях с превосходящими силам» германского флота, пытавшимися прорваться в Финский залив. Все попытки противника были сорваны с большими для него потерями. 1(14) октября «Гром» повторил бессмертный подвиг Стерегущего». В тот день на Кассарском плесе в дозоре находились четыре русских эсминца типа «Новик» и канонерская лодка «Храбрым». Примерно в полдень они обнаружили большой отряд германских кораблем, намеревавшихся прорваться в пролив Соэло-зунд, и вступили в бой. В «Гром» попал снаряд немецкого линкора, и он потерял ход. Когда «Храбрый» взял его на буксир, появилось еще 13 вражеских миноносцев. Наши корабли артиллерийским огнем нанесли тяжелые повреждения двум германским миноносцам и вынудили врага отступить. Но несколько неприятельских снарядов попало и в «Гром», корабль загорелся. На «Громе» кончились боезапасы, и «Храброму» пришлось смять с наполовину затонувшего эсминца экипаж. В последним момент минный старшина В. Е. Самончук прыгнул назад на свой корабль. Когда один из германских миноносцев типа «G-7» (16)  стал подходить к «Грому», чтобы взять его на буксир, старшина выстрелил последней торпедой и потопил вражеский корабль. Затем, опасаясь захвата «Грома» противником, Самончук взорвал корабль.
  Экипажи эсминцев Балтийского флота принимали активное участие в Октябрьском вооруженном, восстании и в защите завоеваний революции. Так, «Самсон» и «Забияка» вечером 25 октября (7 ноября) 1917 года вошли в Неву и высадили в помощь восставшим десант революционных моряков. Посланцы экипажей обоих кораблей находились в рядах штурмовавших Зимний дворец. 16 мая 1919 года эсминец «Гавриил», которым командовал молодой офицер, перешедший на сторону революции, Владимир Владимирович Севастьянов, прикрывая тральщики, производившие минную разведку в Каперской губе. Неожиданно появились четыре английских эсминца типа «Виттори» (17), рассчитывавшие на легкую и быструю победу. Искусно маневрируя, командир «Гавриила» а течение часа отвлекал огонь противника на себя, а комендоры вели успешную стрельбу по кораблям интервентов.
  4 июня 1919 года эсминец «Азард» под командованием Николая Николаевича Несвицкого, уклонившись от торпед английской подводной лодки, сем атаковал ее. Снаряд, выпущенный из носового орудия комендором С. Боговым, попал в рубку лодки, на мгновение показавшуюся над водой. Как потом выяснилось, «Азард» потопил новейшую английскую подводную лодку «L-55». Эсминцы типа «Новик» участвовали и в Великой Отечественной войне. Верткие, быстроходные, получившие дополнительное зенитное вооружение, они приводили в ярость фашистских летчиков. «Азард», переименованный в 20-х годах в «Артем»», поддерживал огнем наши сухопутные честя при обороне Моонзундского архипелага. Противник сбросил на него более 250 бомб, но безрезультатно. Зато зенитчики корабля сбили два самолета.
  Все балтийские модификации в отличие от «Новика» имели вместо трех  две турбины, общей мощностью: 30000 л. с. — «Лейтенант Ильин», 32 000 л. с. — «Изяслав», позволявшие кораблям развивать скорость до 35 узлов. Увеличение запасов топлива (за счет отказе от одной турбины и обеспечивающих ее котлов) дало возможность резко увеличить дальность плавания: к примеру, вместо 1764 миль у «Новика» она у «Лейтенанта Ильина» равнялась 2800 милям.
  Водоизмещение у эсминцев второй модификации, как и у «Новика», составляло 1260 т, а у третьей и четвертой — 135O т. Отличались и основные размеры. Так, если у «Новика» длина равнялась 102,4 ч ширина  9,5 м, то у «Лейтенанта Ильина»—98,0 и 9,3 м, у «Изяслава» —107,1 и 9,4 м, а у «Готланда»—99,1 м 9,4 м соответственно.
  Артиллерийское вооружение всех эсминцев балтийской модификации было одинаковым. А вот в торпедном имелись различия: на  «Новике» стояли четыре двухтрубных палубных наводящихся торпедных .аппарата, на остальных же — три трехтрубных аппарата, трубы которых можно было устанавливать под углом друг к другу, образуя веер. На «Изяславе» вместо третьего торпедного аппарата имелась пятая пушка (на полубаке). Экипажи всех кораблей были одинаковыми—по 150 человек (у «Новика»—130).
  Германские эсминцы типа «G-7», спущенные на воду в 1911 году, имели следующие данные: водоизмещение 760 т, длина 75,5 -м, ширина 7,5, осадка 3.2 м, скорость 30,5 узла, вооружение—две 105-мм пушки, два пулемета, один однотрубный и один двухтрубный палубные торпедные аппараты, экипаж 64 человека.
  Эсминцы типа «Виттор» ( сходили со стапелей  в 1917—1913 годах. Они имели следующие данные: водоизмещение 1107 т, длина 95,0 м, ширина 8,9, осадка 3,5 м, скорость до 34 узлов, вооружение—четыре 102-мм пушки, одна 76-мм (зенитная) пушка, пять пулеметов, два трехтрубных торпедных аппарата, могли нести до 20 мин заграждении, экипаж 110 человек.

 

Hosted by uCoz