"Лейтенант Ильин" Россия
1914 г.
Миноносцы.
- 14. «ЛЕЙТЕНАНТ ИЛЬИН» (Россия, 1914 г.)
- 15. «ИЗЯСЛАВ» (Россия. 1914 г.)
- 16. «G-7» (Германия, 1911 г.)
- 17. «ВИТТОРИ» (Англия, 1918г.)
-
- «Новик» может стать еще лучше! К
такому выводу пришли военно-морские
специалисты вскоре после вступления
корабля в строй. В проект внесли
изменения, и в результата появились семь
модификаций миноносца. Для Балтийского
флота на отечественных верфях было
заложено 37 кораблей этого типа, имевших
четыре разновидности. К первой
относился сам прототип — «Новик».
Вторая модификация ,головной корабль —
эсминец «Лейтенант Ильин» (14),
строившаяся самой большой серией,
включим 22 корабля; третья, с головным
эсминцем
«Изяслав» (15), насчитывала пять, и
четвертая («Гогланд») — девять эсминцев.
- Строительство большинства из них
завершилось уже в ходе войны. Постройка
же 17 кораблей (6 второй, 2 третьей и все 9
четвертой модификаций) так и не была
завершено. Новые эсминцы принимали
активное участие в боевых действиях в
Рижском заливе, а постановке минных
заграждений в южной и центральной
Балтике и в набеговых операциях. «Гром»,
«Победитель», «Забияка», «Константин», «Изяслав»
и «Самсон» совместно с канонерской
лодкой «Храбрый» и броненосцами «Слава»
и «Гражданин» в начале октября 1917 года у
Моонзунда участвовали в тяжелых боях с
превосходящими силам» германского
флота, пытавшимися прорваться в Финский
залив. Все попытки противника были
сорваны с большими для него потерями. 1(14)
октября «Гром» повторил бессмертный
подвиг Стерегущего». В тот день на
Кассарском плесе в дозоре находились
четыре русских эсминца типа «Новик» и
канонерская лодка «Храбрым». Примерно в
полдень они обнаружили большой отряд
германских кораблем, намеревавшихся
прорваться в пролив Соэло-зунд, и
вступили в бой. В «Гром» попал снаряд
немецкого линкора, и он потерял ход.
Когда «Храбрый» взял его на буксир,
появилось еще 13 вражеских миноносцев.
Наши корабли артиллерийским огнем
нанесли тяжелые повреждения двум
германским миноносцам и вынудили врага
отступить. Но несколько неприятельских
снарядов попало и в «Гром», корабль
загорелся. На «Громе» кончились
боезапасы, и «Храброму» пришлось смять с
наполовину затонувшего эсминца экипаж.
В последним момент минный старшина В. Е.
Самончук прыгнул назад на свой корабль.
Когда один из германских миноносцев
типа «G-7» (16) стал подходить к «Грому»,
чтобы взять его на буксир, старшина
выстрелил последней торпедой и потопил
вражеский корабль. Затем, опасаясь
захвата «Грома» противником, Самончук
взорвал корабль.
- Экипажи эсминцев Балтийского флота
принимали активное участие в
Октябрьском вооруженном, восстании и в
защите завоеваний революции. Так, «Самсон»
и «Забияка» вечером 25 октября (7 ноября)
1917 года вошли в Неву и высадили в помощь
восставшим десант революционных
моряков. Посланцы экипажей обоих
кораблей находились в рядах
штурмовавших Зимний дворец. 16 мая 1919
года эсминец «Гавриил», которым
командовал молодой офицер, перешедший
на сторону революции, Владимир
Владимирович Севастьянов, прикрывая
тральщики, производившие минную
разведку в Каперской губе. Неожиданно
появились четыре английских эсминца
типа «Виттори» (17), рассчитывавшие на
легкую и быструю победу. Искусно
маневрируя, командир «Гавриила» а
течение часа отвлекал огонь противника
на себя, а комендоры вели успешную
стрельбу по кораблям интервентов.
- 4 июня 1919 года эсминец «Азард» под
командованием Николая Николаевича
Несвицкого, уклонившись от торпед
английской подводной лодки, сем
атаковал ее. Снаряд, выпущенный из
носового орудия комендором С. Боговым,
попал в рубку лодки, на мгновение
показавшуюся над водой. Как потом
выяснилось, «Азард» потопил новейшую
английскую подводную лодку «L-55».
Эсминцы типа «Новик» участвовали и в
Великой Отечественной войне. Верткие,
быстроходные, получившие
дополнительное зенитное вооружение, они
приводили в ярость фашистских летчиков.
«Азард», переименованный в 20-х годах в «Артем»»,
поддерживал огнем наши сухопутные честя
при обороне Моонзундского архипелага.
Противник сбросил на него более 250 бомб,
но безрезультатно. Зато зенитчики
корабля сбили два самолета.
- Все балтийские модификации в
отличие от «Новика» имели вместо
трех две турбины, общей мощностью: 30000
л. с. — «Лейтенант Ильин», 32 000 л. с. — «Изяслав»,
позволявшие кораблям развивать
скорость до 35 узлов. Увеличение запасов
топлива (за счет отказе от одной турбины
и обеспечивающих ее котлов) дало
возможность резко увеличить дальность
плавания: к примеру, вместо 1764 миль у «Новика»
она у «Лейтенанта Ильина» равнялась 2800
милям.
- Водоизмещение у эсминцев второй
модификации, как и у «Новика»,
составляло 1260 т, а у третьей и четвертой
— 135O т. Отличались и основные размеры.
Так, если у «Новика» длина равнялась 102,4
ч ширина 9,5 м, то у «Лейтенанта Ильина»—98,0
и 9,3 м, у «Изяслава» —107,1 и 9,4 м, а у «Готланда»—99,1
м 9,4 м соответственно.
- Артиллерийское вооружение всех
эсминцев балтийской модификации было
одинаковым. А вот в торпедном имелись
различия: на «Новике» стояли четыре
двухтрубных палубных наводящихся
торпедных .аппарата, на остальных же —
три трехтрубных аппарата, трубы которых
можно было устанавливать под углом друг
к другу, образуя веер. На «Изяславе»
вместо третьего торпедного аппарата
имелась пятая пушка (на полубаке).
Экипажи всех кораблей были одинаковыми—по
150 человек (у «Новика»—130).
- Германские эсминцы типа «G-7»,
спущенные на воду в 1911 году, имели
следующие данные: водоизмещение 760 т,
длина 75,5 -м, ширина 7,5, осадка 3.2 м,
скорость 30,5 узла, вооружение—две 105-мм
пушки, два пулемета, один однотрубный и
один двухтрубный палубные торпедные
аппараты, экипаж 64 человека.
- Эсминцы типа «Виттор» ( сходили со
стапелей в 1917—1913 годах. Они имели
следующие данные: водоизмещение 1107 т,
длина 95,0 м, ширина 8,9, осадка 3,5 м,
скорость до 34 узлов, вооружение—четыре
102-мм пушки, одна 76-мм (зенитная) пушка,
пять пулеметов, два трехтрубных
торпедных аппарата, могли нести до 20 мин
заграждении, экипаж 110 человек.